Плёнский музей и река Свентана.

Jul 31, 2013 22:13



Малое Плёнское озеро.



Оказалось, в Плёне, на удивление для такого крошечного городка, есть и свой исторический музей с довольно интересной экспозицией древностей. Все находки непосредственно с Плёнского озера или ближайших окрестностей.

Начнём с культовых камней.



Камень-чашечник из Нессендорфа. Огромный - в человеческий рост! Передан в музей в 1978 году, хозяином участка, на котором был найден. До этого видимо использовался как разграничительный камень. На табличке стояло 1500 до н.э., но если камень был найден в поле на поверхности без сопроводительных находок, на чём основана такая датировка не ясно.



Ещё один камень-чашечник из Кляймюлена, округ Бёздорф. Этот чуть поменьше, но тоже почти в человеческий рост. Кроме "чашечек" на него нанесены изображения ладоней, ступней и солярный символ (колесо). Самое интересное, что это - один из камней обрамлявших основание кургана бронзового века. В музее копия.

Экспонаты расставлены в музее в хронологическом порядке от ископаемых животных до славянского периода. Как и в других музеях сразу бросается в глаза бронзовый век. Просто какой-то культурный бум был в это время. Таких искусных вещей не до ни после этого многие века никто повторить не мог.



Клад бронзового века. Две золотые чаши и золотой браслет. Найдены под камнем на лысой горе возле Депенау.



Копия меча позднего бронзового века.



Рукоять эпохи бронзы.

Находки железного века традиционно бедные и невыразительные. Из интересного - керамика позднего железного века, очень схожая с раннеславянской керамикой.





Германская керамика позднего железного века.



Для сравнения - раннеславянская фельдбергская керамика. Это, правда более поздние примеры, а наиболее древние формы её без орнамента похожи ещё больше. Как замечают археологи из Вагрии различить позднегерманскую и раннеславянскую керамику таких типов зачастую не просто. Особенно учитывая что многие поселения существовали непрерывно с начала н.э. до немецкой колонизации.

Другие типы дославянской керамики, правда, не спутаешь.





другие формы керамики 2-4 вв-

Целый отдел посвящён славянскому периоду.



Славянин и славянка. Раннесредневековый деревенский быт.



Надо заметить манекены в музее получились не плохие, прямо таки красивые. В отличие от некоторых других музеев, где для этих целей используют некие бесформенные набитые соломой или чем-то подобным куклы. Волосы бы, правда, наверное стоило бы сделать чуть посветлее. Всё-таки наиболее часто у славян и изображали и описывали русый цвет, да и сейчас ещё в большинстве случаев так.





Знатный славянин.

В музее много керамики. Ниже - находки из крепости Шарсторф, немного севернее Плёна.





Заинтересовал маленький топорик. Масштаб можно себе представить из находящегося выше него лезвия ножа и детали гребня правее. Вроде бы для подвески-амулета он явно большеват. А для работы напротив - слишком мал. Может для каких-то более утончённых плотницких работ. Длинная "палка" в середине, которая вторая снизу, подписана как "игла с драконьей головой".



Как ни рассматривал, глаз не нашёл. Похоже на стилос. Такие писала с резными змеиными головами известны и на Рюгене.



Ещё керамика. Различные орнаменты.



План крепости Шарсторф.



Макет её же.



Курган вагров, обложенный камнями. Тоже рядом с этой крепостью.



Находки с острова Ольсборг - предполагаемой крепости Плуне.



Интересная находка - керамическая кабанья голова. Красиво сделана. Это - горлышко несохранившегося сосуда. В "пяточке" сквозное отверстие, через которое лилась струя.





Каролингские эмалированные фибулы. 9-й век.



Древнеславянский череп. Подпись:

"Череп древнеславянского типа с тяжёлым ранением правой части черепной коробки. Ранение произошло предположительно от удара меча, нанесённого раненному задолго до его смерти; кости хорошо срослись заново (отверстие в левой части черепа образовалось уже после смерти)."

Как раз к теме так же хорошо сраставшихся у балтийских славян трепанаций черепа. Крепкие раньше были люди, ох крепкие. Не чета современным. И лечить больных умели не хуже, чем сейчас.



Снова керамика)



А это, похоже, вешалка-крючок. Подписано только, что найдено на Ольсборге.



Рабочий набор древнеславянкого портного. Шила, иголки и прочие инструменты для работы с кожей.



Ещё интересная находка - совсем крошечный, грубо слепленный горшочек. Видимо, использовался как солонка или для других приправ. Большее туда бы не влезло.

Ну и последняя керамика на сегодня.







Древнеславянское весло.

В музее есть небольшая композиция и немецких вещей позднего средневековья и позже. Понравились такие вот керамические сосуды



Так вот с виду и не догадаешься, что это. А это - печки. Их наполняли горячими углями и пеплом и ставили под стулья на рынках, для согрева.

После осмотра музея продолжаю плавание. Путь на этот раз лежит в другую сторону - на север. Через малое Плёнское озеро и дальше - по течению реки Свентана.



Вид на плёнский замок с Малого Плёнского озера.

Целью путешествия на этот раз были не археологические или другие достопримечательности, а сама река. Свентана - то есть "святыня". Священная река вагров.



Исток Свентаны находится чуть южнее Большого Плёнского озеро, которое оно питает своими водами. По большому счёту, Плёнское озеро - это и есть Свентана, самое широкое её место, разлив. Вливаясь в Плён с юга, она вытекает из него на севере и дальше течёт на северо-запад, соединяясь в конце концов с Кильским заливом, и оттуда впадая в море. При этом она образует как бы природную границу полуострова Вагрия на западе.

Одолеть все 62 км за день на вёслах, при хорошей подготовке, наверное, можно. Но оказывается, что на одном из участков в середине плыть по какой-то причине нельзя, а нужно перевозить лодку по суше, да и времени у меня не так много, выбираю только половину маршрута - до городка Преец.



Малое Плёнское озеро и Свентана.

На выходе из Плёнского озера Свентана довольно широкая - настоящая полноводная глубокая река с быстрым течением.



берега Свентаны.



некоторые - обжиты)

Река довольно живописна. По берегам поля сменяются густыми лесами.





Вообще о самой реке известно крайне мало. Этимология однозначна - Свентана значит "священная". Но вот каких либо подробностей почему славяне считали её священной в хрониках не сообщается.

Со Свентаной связано одно из ранних описаний войн ободритов во франских анналах. После покорения саксов Карл Великий двинулся в Нордальбнгию, саксы же тем временем взбунтовались. Против саксов выступили ободриты, как союзники Карла Великого, и крепко разбив саксов у Свентаны, не плохо поспособствовали укреплению франской империи.

Действительно, ободриты всегда были помощниками франков, отчего они были сразу приняты ими в коалицию. Их герцог Траско, узнав о движении заэльбцев, поспешил им навстречу со всеми своими войсками и, завязав с ними сражение в месте, которое называется Свентана, поверг их в великом избиении. В самом деле, посол короля по имени Эбурис, который был в том сражении и в войске ободритов держал правый фланг, рассказал, что в первой стычке их было убито четыре тысячи. Итак, рассеянные и обращённые в бегство, и оставившие многих своих [людей], они с большим уроном вернулись восвояси.

Знали ли они тогда, кому они помогают и что очень скоро империя обратит своё оружие уже против них самих вместе с новыми подданными саксами, скорее всего той битвы не забывших? За эту помощь империи ободриты получают от Карла Великого какие-то саксонские области в Нордальбингии.



Леса сменяются полями со стоящими на них одинокими домиками. Настоящая идилия на священной реке. Вокруг никого.



Редкие поселения на Свентане.



Ближе к Преецу катающихся на лодках встречается всё больше, а река сужается и течёт всё быстрее и быстрее.



Деревья тут растут прямо из воды - причём это их не затопило, а наоборот, от жары уровень воды сильно понизился, что видно по потемнению внизу стволов, показывающих былой уровень воды.



В зарослях над водой кипит жизнь. Птичьи гнёзда на и под деревьями.



На этом путешествие по Вагрии заканчивается - поворачиваю в обратную сторону. Оставшуюся же часть священной реки придётся оставить на следующий раз.

Свентана, путешествия, вагры, музей, святыни, Вагрия, ободриты

Previous post Next post
Up