В честь праздника предлагаю читателям хоть и не совсем подходящий под тематику моего журнала. но очень интересный материал. Речь пойдёт о Перуне у южных славян, а точнее - о горе Перун в Хорватии и следах культа Перуна, совсем недавно найденных исследователями в этих местах.
Когда-то на меня сильное впечатление произвела книга Иордана Иванова о культе Перуна у южных славян - это ж надо, сколько интересного там сохранилось! И вот теперь в мои руки попала ещё более впечатляющая книга - на сей раз более своим прекрасными иллюстрациями и графическим материалом. Одна лишь проблема - текст на хорватском) Так что ознакомится смог только поверхностно - по подведению итогов на английском и по тому немногому, что понял из хорватского текста. Кратким пересказом чего и попробую снабдить, правда, и без того довольно красноречивый визуальный ряд.
Под визуальный же ряд - и подходящую музыку.
Итак, всё началось с того, что ещё в позапрошлом столетии в местечке Жрновници, недалеко от Слита, было найдено вмурованное в стену церкви Вознесения Девы Марии изображение "охоты", явно мифологического характера.
Церковь Вознесения Девы Марии в Жрновнице с вмурованным рельефом.
и, собственно, само изображение.
Изображение ранее считали иллирийским и относили к до- или ранне-римскому периоду. Автор (или группа авторов?) же данного исследования ставят такую интерпретацию под сомнение. По их мнению иконографические особенности изображения, как и некоторые изображённые на вмурованном в стену церкви рельефе, находят параллели в искусстве раннего средневековья, 8-9 вв. Они приводят многочисленные примеры других раннесредневековых рельефов из региона, для которых характерна тот же стиль изображения всадника с копьём.
Ранневековые югославские изображения Св. Юрия.
Так же и узоры орнамента, обрамляющие рельеф из Жрновнице, находят параллели в раннесредневековых раннехристианских орнаментах из Далматии.
Ср. с орнаментами, обрамляющими рельеф из Жрновнице.
Далее идёт разбор деталей самого изображения. Оказывается, что и шлем с копьём, изображённые на рельефе из Жрновниц, находят параллели в оружии и его изображениях так же раннего средневековья.
Охотник с соколом на коне, изображение из церкви Св. Саввы в Риме, 8-ой век.
Изображение 8-го века из катедрали в Задре.
Сравнение шлема на рельефе в Жерновницах с раннесредневековыми шлемами.
Сравнение копья на рельефе в Жерновницах с раннесредневековыми формами копий.
Еще схожие раннесредневековые параллели из региона, более подробная информация на подписях.
Сцены охоты на оленя из Герцоговины.
Далее различные раннесресневековые изображения животных, людей и охоты из региона:
Итальянские рельефы.
Вообщем на основании всех этих деталей - орнаментов, позы охотника, шлема, копья и самой стилистики изображения авторы приходят к выводу, что рельеф из Жерновниц, вмурованный в стену церкви, стоит отнести не к иллирийскому, а к славянскому искусству раннего средневековья. По их интерпретации это - мифологическая сцена битвы Перуна с Велесом в образе медведя. И нужно сказать, что такая интерпретация всадника как Перуна, имеет под собой основу, ведь мало того что изображение, как и многие другие языческие изображения славян, было вмуровано в стену церкви, так ещё и стоит эта церковь под горой, называющейся Перун.
Авторами также рассматривается другая, стоящая в Жрновницах под горой Перун церковь Св. Михаила и её орнаменты:
Вид с горы Перун: 1 - церковь Св. Михаила, 2 - церковь Св. Вознесения Марии.
Сакральные места в окрестностях Жрновницы
Далее идёт разбор деталей рельефа с другими славянскими изображениями божеств и идолами:
Слева направо: 1- идол из Шведта (Свента), земли лютичей, Германия, 2-3 - Новгород, 4 - Жрновница.
Изображение идола Перуна с копьём в русской летописи.
Различные многоголовые изображения богов:
Изображение христианской Троицы в церкви в Назарете.
Крест с четырьмя ликами, украшавший конскую узду.
Трёхликий идол из Австрии.
Четырёхликий идол из Чехии.
Трёхликий идол из Хорватии
Не понятно почему оказавшийся у них "Триглавом" четырёхликий идол из Волина и пр.
Есть тут и разбор известных славянских святилищ связываемых с Перуном и Святовитом, в форме которых авторы также находят параллели с ранними церквями из Далматии:
Перынь возле Новгорода:
Удивительно и то, как само географическое положение горы Перун и стоящей на её пике церкви оказывается похоже на Аркону!:
Аркона, Рюген
Перун, Хорватия.
А дальше уже совсем вынос мозга. Хотите верьте, хотите нет:
Вид из Жрновницы на гору Перун в Хорватии:
Вообще исследование это 67 богато иллюстрированных страниц на хорватском языке. Напечатано оно как одна из сборных статей, в книге "копьё Перуна", посвященной разным аспектам славянских языческих реликтов в Хорватии. Кроме Перуна там есть и про Велеса, Ярило, различные сакралные языческие места, змеиные камни, параллели в славянском фольклоре и даже сравнения с индийскими мифами. Авторы, правда, придерживаются очень спорной теории основного мифа Топорова и Иванова, но тем не менее материал, приводимый ими чрезвычайно интересен, а на фоне того, как мало данных о южнославянском язычестве, идолах и пр. публикуется на русском - так и вообще. Единственный минус - всё на хорватском, так что вникнуть полностью в детали сложно. Однако, в заключении каждой статьи приводится резюме на английском или немецком языках, из чего можно хотя бы примерно ознакомится с содержимым и без знания хорватского.Резюме на английском к этой статье о рельефе из Жерновниц я и привожу ниже:
Далее предлагаю ещё раз просто насладиться видами на святилище Перуна в Хорватии, под соответствующую теме хорватскую песню))
Места, связанные со славянской мифологией в Хорватии.
и даже предлагаемый туристический маршрут- паломничество по славянским языческим местах в Хорватии
ссылка на скачивание книги:
http://webfile.ru/6621497