Гёрлиц

Jun 03, 2013 23:02



Узнав, что в Гёрлице есть большой исторический музей, после посещения горы Чернобога решил отправиться туда - всеравно по пути. Да и в городе, судя по описаниям, должно было быть, на что посмотреть.


Гёрлиц - самый восточный город Германии. Он в прямом смысле слова находится на границе с Польшей, которая проходит по реке Нисе. Река же эта протекает через город, так что по итогам второй мировой одна часть города осталась за Германией, а другая отошла Польше.



Мост через Нису. Вид из немецкой части города. На той стороне - уже Польша. Никаких пропускных пунктов, таможни или чего то подобного нет, пройдя по мосту, оказываешься в другой стране, с другой валютой и языком. Вообще, это должно быть крайне удобно: цены в Польше дешевле, чем в Германии, а в Германии выше зарплаты.

Город действительно красивый, война его слабо затронула. Однако, толи польской стороне досталась не лучшая его часть, толи денег на реставрацию там пожалели, но по сравнению с немецкой частью, в которой сосредоточились все достопримечательности, польская кажется настоящим гетто. Так и не понял, относится ли этот Гёрлиц ещё к Верхней Лужице или уже к Силезии. Исторически вроде - Лужица, в городе же повсюду подчёркивается связь с Силезией: "силезский музей", "силезкие суверниные магазины" и прочее. Осмотрев город, отправился в музей.



Культурно-исторический музей Гёрлица.

Музей, надо сказать, моих ожиданий не оправдал. Экспозиция, посвященная древним славянам, тут крайне слабенькая.



Каменные топорики в товарном колличестве.



керамика каменного века.

Подробно на каменном веке останавливаться не стал. Лужицкая культура представлена хорошо, но так как большинство экспонатов дублируют вещи, выставленные в музеях Раддуша и Будишина, приведу лишь несколько фото.



Узнаваемые лужицкие сдвоенные, строенные и счетверённые миниатюрные сосуды.



Ещё миниатюрные кувшины с тарелками. "Сервиз" прямо как новенький.



Лужицкий "дурхшлаг".



Кинжал из эпохи бронзы. Первоначально их было найдено два, но второй (слева на фото) пропал во время второй мировой. попали сюда предположительно с Кавказа или Северного Ирана.



Реконстурировано несколько лужицких погребений. Весьма любопытно, как много керамики они вкладывали в могилу. По некоторым погребениям можно сделать и кое-какие выводы о представлении тех людей о загробной жизни.



"модель печи", как интерпретируют эту находку в музее. Интересно, такое обилие миниатюрной и вроде бы не самой нужной в быту в таком колличестве  керамики оттого, что найдена она в могилах, а в могилы вкладывали уменьшенные копии повседневных вещей? Или же может это и не "модель печи", а нечто вроде специально сделанной "грелки" для этих маленьких сосудов. Типа древней фондюшницы) Вообще интересно, можно ли такую керамику "подогревать" снизу?

Дославянских вещей эпохи железа нет практически вовсе. Как я уже и отмечал в одном из прошлых постов - в археологии Лужицы после лужицкой культуры - большой пробел и вообще мало что понятно.



"германские фибулы" пожалуй единственная интересная находка того времени.

Сказать, что информационные плакаты в музее "доставляют" - ничего не сказать. Уже не смешно и не грустно, а как то просто брезгливо.



Перевожу табличку, рассказывающую о древних славянах:

Безунчане
Мильчане
Сербы

700-1100

Раннее средневековье.

Не ранее чем около 700 года славянские племена из Восточной Европы переселяются в пустовавшую на протяжении 300 лет Верхнюю Лужицу. Точное их происхождение неизвестно.  Эти люди принадлежали к племени мильчан, и являются предками живущих ныне в регионе сербов. Они заселили плодородную полосу между Пульсницем на западе и Квайсом на востоке.  Озерный ландшафт и поля на севере и зона средних гор на юге оставались незаселенными. Захватническая политика немецких Оттонов около 900 сподвигла мильчан к тесному и планомерному строительству крепостей. Неукреплённые поселения являются исключениями. Письменные источники отражают крайне переменчивую, прежде всего воинственную, историю. Мильчане стали разменной картой между богемскими герцогами-Пржемыслидами, польскими герцогами-Пиастами и немецкими королями и императорами. Христианство начинает проникать в регион, видимо, только после 1100 года.

Что же тут не так? Напомню немного про "письменные источники отражающие  воинственную историю" и то как славянские племена появляются тут "не ранее чем около 700 года".

Итак, хроника Фредегара (68), написанная в середине 7-го века, описание событий в 630-632 гг.:

"Дерван, герцог сорбов, народа славянского происхождения, долгое время подчинявшийся франкам, перешел под власть Само вместе со всеми своими людьми"

В 630-х годах значит сорбы не то чтобы просто были в Лужице, они к этому времени успели "долгое время подчиняться франкам", выйти из под их власти и заключить союз с Само. Просто исходя из здравого смысла, невозможно отнести присутствие сербов в Лужице позднее конца ШЕСТОГО века (700 год, напомню, это начало 8-го века). Факт в крайней степени известный, все таки, как никак - первое упоминание сербов в Германии. Немецкие историки уже во времена ГДР обращали внимание на это сообщение, в контексте того, что "не сходится с теорией". Однако, тогда никаких четких выводов по этому поводу не делалось. Но времена, как мы видим, меняются. А с ними и исторические версии подстраиваются под нужды времени. Почему бы не позволить себе маленькую шалость, когда так этого хочется, за руку ведь некому схватить? Добрые 100 лет (не вдаваясь даже в остальные натяжки) украдены из истории сербов.

Поприветсвую ругающих норманизм за "нечестную игру" - добро пожаловать в удивительный и беспощадный мир современной лужицкой археологии, у нас тут тоже весело!



Славянская экспозиция в музее хоть и чуть больше германской, но так же производит унылое впечатление: немного керамики и то в основном представленной лишь обломками.





Немногочисленные изделия из железа - топор, наконечники стрел, лезвия ножей.



Знаки на днищах горшков. Интересно, что Лужица в этом плане показывает удивительное разнообразие с Мекленбургом, где встречается почти исключительно только крест.









Рукомойник. Оригинал ( на заднем ) и реконструкция (на переднем плане). Около 1100 года.



Клад заальских монет 1050 года ( изначально около тысячи ). Пропал после 1945 года, теперь вместо них демонстрируют черепки:)



Клад среднеазиатских серебрянных монет 1000 г, (Самарканд, Бухара). Кроме монет в кладе было и серебряное ожерелье, также пропавшее в 1945.



Клад серебряных украшений и монет (изначально около 1500) отчеканенных в 1050 г в Богемии и уложенных в три льняных мешочка. Не поверите - тоже пропал в 1945 году)). 452 монеты позже нашлись и сейчас находятся в варшавском народном музее.



Однодревка. Оригинал (сверху ) и реконструкция (с низу).

Вот собственно и вся экспозиция. Из более поздних вещей взгляд остановился только на этом надгробном камне из Гёрлица, около 1200 г. Необычно изображение креста. Табличка поясняет, что кресты такой формы характерны для начала христианской эпохи в Верхней Лужице.



Далее задерживаться в городе не стал - отправился в Нижнюю Лужицу, к, собственно, изначальной цели всей поездки.

лужицкая культура, Верхняя Лужица, музей, Гёрлиц, мильчане, лужицкие сербы

Previous post Next post
Up