Парочка любопытных народных легенд, записанных на Рюгене этнографом и фольклористом Альфредом Хаасом в 19 веке.
Последняя язычница Рюгена.
В деревне Старый Камп возле Путбуса жилa последняя язычница на Рюгене. Деревня и имя своё получила потому, что восходила ещё к языческим временам; в противовес деревне Новый Камп, лежащей прямо напротив. Это была женщина, достигшая преклонного возраста. Однако она ни хотела чтобы её покрестили. Тогда ей поставили условие: если она не пойдёт хотя бы к священнику на проповедь, то её не похоронят не на церковном дворе, а на на старом языческом кладбище. Кладбище это называлось Буттенс и до сих пор так называется и расположено между Старым Кампом и Краквицем. А так как женщина эта хотела покоиться в земле вместе со своими кровными христианскими родственниками, она подчинилась и сходила на проповедь к священнику. Но крестить себя так никогда и не позволила.
Предание записано у обозного мастера Эверта в Цасневице, рожденного в деревне Старый Камп, 1859 г. В издании Monatsbl. XXXI 22s. я попытался истолковать слово Буттенс, но, кажется, объяснение было не верным.
Альфред Хаас - Рюгенские предания, 1920.
Хоть и предание, но довольно занимательно по-моему. Девятнадцатый век и вот пожалуйста - старушку еле заставили угрозами к священнику сходить, а крестить так у вовсе не удалось. Да ещё и припоминает крестьянин, что вся деревня раньше языческой была, а за ней и кладбище языческое.
Ну и в догонку ещё одно рюгенское языческое предание, записанное в тоже время.
Дуб и всадник на белом коне.
В местечке Ланген Виш в Шельхорне стоит извилистый дуб со спетёнными ветвями. Прямо возле этого дуба проходит дорога из Зеельвица в Царгелиц. На этой дороге, рядом с дубом каждую ночь появляется дух всадника на белом коне, держащий свою голову под мышкой.
Записано у лесничего в Шельхорне, 1861.
Источник обоих преданий : А. Haas - Rügensche Sagen, 1920.