Все хорошо, но только у ибн Русте с покойником хоронят и его жену (живую!), а в описанных Вами захоронениях такого нет, ни в одном, ну если только скелет со следами трепанации не женский.
Ибн Русте писал о острове Русов в начале 10 в. (где бы ни был этот остров, на Рюгене, в восточной Европе или ещё где, он точно не был в континентальной Германии), а захоронения 11-12вв. Так что это - в любом случае не те захоронения, о которых слышал ибн Русте. Однако, это подтверждает, что такая традиция действительно существовала у славян. И хоронили так именно знать. А то что не было жены внутри - тому может быть множество причин, может ещё и найдут когда нибудь парное погребение. Эти то тоже нашли сравнительно недавно...
Да мне тоже кажется - что захоронение живой любимой жены вряд ли было обязательным пунктом программы. Скорее это должно было быть и правда добровольным актом - в конце концов, чтобы быть закопанной с мертвецом - женщине на это надо иметь неслабое мужество. К тому же - сами жёны могли погибнуть, или их могло не быть рядом в момент смерти мужа и т.д. Да и к тому же - ведь не все из них могли иметь любимых жён, которых хотели забрать с собой. Или наоборот - не все они могли быть настолько суровыми чтобы реально хоронить с собой своих любимых жён. Короче тут много всего. Но в главном - налицо совпадение.
Вместо законной жены могли отправить на тот свет рабыню, как это описывает ибн Фадлан у русов на Волге. Немецкие археологи склоняются к мысли о том что низшие слои населения хоронились не в курганах, а после кремации их прах развеивался на природе ( в пользу этого говорит редкость некрополей у балтийских славян, малое число погребений в них и указы чешских князей, заприщавшие своим починённым развеивать прах по ветру). Не исключено, что законную жену из знатного рода ложили в могилу к мужу, а рабыню, особенно чужеземного происхождения, могли и сжечь и развеить прах по ветру.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment