Интересно, а на основание чего они увидели эту "стилистическую связь" со скандинавскими изделиями? И почему - если прослеживается какой-то общий стиль, он именуется "скандинавским"? Это вообще правильно?
Вопрос у Вас риторический)) Написано, деталь ближе всего по стилю к позднескадинавским звериным стилям Маммен и Рингерик. Так это или нет, судить не возьмусь.На самом деле, именно для этой местности - устья Одры, около острова Узедом, некоторое скандинавское влияние вполне допустимо. В Менцлине жило какое то колличество скандинавов, в Волине и на Рюгене скандинавы были частыми гостями, скандинавские украшения пользовались у славян популярностью. Но, даже если вещь и изготовил скандинав ( или на манер "модных" тогда скандинавских украшений ), то заказчиком скорее всего был знатный славянин. И на таком дорогом питьевом роге вполне могли быть изображены какие-то мифологические мотивы или родовые знаки, вещь то явно не для каждодневного использования. А вообще, согласен, что особо красивые вещи автоматически "прописывают" в другие культуры, просто из убеждения, что такая тонкая и изысканная работа не может быть славянской. Не исключено, что и здесь тоже самое...
Да в том то и дело - и скандинавы в устье Одры были частыми гостями, и славян в скандинавских странах также было полно! И в том числе Вы постоянно приводите соответствующие примеры. И вообще - там был, видимо, достаточно стандартизированный стиль во многом. Который наблюдается и на примере костяных гребней - что у славян, что во Фризии, что в Дании - примерно одинаковый. Так что - упоминание скандинавских "аналогов", которые являются по сути намёком на иноплеменное происхождение может быть не так уж и уместно! Точнее упоминание аналогов, или близких вещей - наверное уместно, хотя "близость" эту желательно бы проверить, но вот намек на иноплеменное происхождение, который явно за этим упоминанием стоит - точно не уместен!
Кстате, изначально и стал пересматривать доступную литературу в поисках сокола у ободритов. Неожиданно для себя нашёл его в другом месте. У ободритов пока не попадалось, но надо принять во внимание, что в музеях, да и книгах, опубликована только малая часть находок. Остальное лежит где-то в архивах, в том числе и очень интересные находки. Возможно, какая то отдалённая связь с соколом есть в распространённом на монетах и гербах восточного Мекленбурга грифона. Но это тоже поморы, руяне или лютичи, а не ободриты. Волков тоже пока не находил, они вообще не часто встречаются в местном исскустве.
Спасибо. В Гросс Радене выложена подвеска из Занцкова кстате. Та которая у меня на втором фото снизу. С одной стороны она аналогична ладожским "соколам", а с другой - явна родственна, если не изготовлена одним мастером с подвеской из Деммина. От Деммина до Занцкова около 5 км всего. Но надо принять во внимание, что обе датируют 12-13 вв., и как раз в это время эта область переходит во владение Мекленбурга.
да и двузубец похож на стилизованную птицу. вот например, на первых фото http://oldrus.livejournal.com/224867.html печать Святослава - двузубец - "зубья" вполне смахивают на крылья. А форма для отливки из Старой Ладоги Х в. идентична украшению из Занцкова в землях чрезпенян. Едва ли такое поразительное сходство можно объяснить одним лишь общеславянским мотивом.
Однако сам Белецкий сближает двузубцы Рюрика/Игоря с хазарскими тамгами, что на фоне заимствования титула каган не выглядит удивительно. Символ "сокола" (правильнее будет хищной птицы вообще) же (популярный во всем циркумбалтийском регионе, в том числе и в Дании) первоначально со знаками Рюрика (двузубцами)по Белецкому не был связан. Непонятно лишь, почему древнерусских "соколов" сближают именно с западнославянскими, если такие же параллели есть у балтов (в приведенной Вами ссылке), у скандинавов (см. монету датского конунга Анлафа Гутфритссона или http://asgard.tgorod.ru/image/sk/pic10.gif )
"Непонятно лишь, почему древнерусских "соколов" сближают именно с западнославянскими, если такие же параллели есть у балтов (в приведенной Вами ссылке), у скандинавов (см. монету датского конунга Анлафа Гутфритссона или http://asgard.tgorod.ru/image/sk/pic10.gif... )
Comments 19
Интересно, а на основание чего они увидели эту "стилистическую связь" со скандинавскими изделиями? И почему - если прослеживается какой-то общий стиль, он именуется "скандинавским"? Это вообще правильно?
Reply
Написано, деталь ближе всего по стилю к позднескадинавским звериным стилям Маммен и Рингерик. Так это или нет, судить не возьмусь.На самом деле, именно для этой местности - устья Одры, около острова Узедом, некоторое скандинавское влияние вполне допустимо. В Менцлине жило какое то колличество скандинавов, в Волине и на Рюгене скандинавы были частыми гостями, скандинавские украшения пользовались у славян популярностью. Но, даже если вещь и изготовил скандинав ( или на манер "модных" тогда скандинавских украшений ), то заказчиком скорее всего был знатный славянин. И на таком дорогом питьевом роге вполне могли быть изображены какие-то мифологические мотивы или родовые знаки, вещь то явно не для каждодневного использования.
А вообще, согласен, что особо красивые вещи автоматически "прописывают" в другие культуры, просто из убеждения, что такая тонкая и изысканная работа не может быть славянской. Не исключено, что и здесь тоже самое...
Reply
Reply
Reply
и есть ли волки на лютичских-велетских?
Reply
Reply
Волков тоже пока не находил, они вообще не часто встречаются в местном исскустве.
Reply
Можно, ксати, дополнить карту соколом из Гросс-Радена, аналогичным занцковскому и ладожской форме для отливки (http://oldrus.livejournal.com/224867.html)
Reply
В Гросс Радене выложена подвеска из Занцкова кстате. Та которая у меня на втором фото снизу. С одной стороны она аналогична ладожским "соколам", а с другой - явна родственна, если не изготовлена одним мастером с подвеской из Деммина. От Деммина до Занцкова около 5 км всего. Но надо принять во внимание, что обе датируют 12-13 вв., и как раз в это время эта область переходит во владение Мекленбурга.
Reply
Reply
Reply
Reply
Исходной формой-то был двузубец (см. статьи Белецкого).
Reply
вот например, на первых фото http://oldrus.livejournal.com/224867.html печать Святослава - двузубец - "зубья" вполне смахивают на крылья. А форма для отливки из Старой Ладоги Х в. идентична украшению из Занцкова в землях чрезпенян. Едва ли такое поразительное сходство можно объяснить одним лишь общеславянским мотивом.
Reply
Символ "сокола" (правильнее будет хищной птицы вообще) же (популярный во всем циркумбалтийском регионе, в том числе и в Дании) первоначально со знаками Рюрика (двузубцами)по Белецкому не был связан.
Непонятно лишь, почему древнерусских "соколов" сближают именно с западнославянскими, если такие же параллели есть у балтов (в приведенной Вами ссылке), у скандинавов (см. монету датского конунга Анлафа Гутфритссона или http://asgard.tgorod.ru/image/sk/pic10.gif )
Reply
Reply
Leave a comment