Тетеров - резиденция чрезпенянских князей IХ - XII вв.

Oct 14, 2011 19:16

Вплоть до ХIII столетия, эта прекрасная, богатая лесами и озёрами холмистая земля принадлежала западнославянскому племени чрезпенян, входивших в племенной союз лютичей. Именно здесь, у тетеровского озера берёт начало река Пенa, от имени которой и происходит название  племени   ( Чрезпеняне - живущие за Пеной, по-немецки Zirzipanen )



Впервые внимание историков это место привлекло во второй половине 19 века, когда в результате исскуственного понижения уровня воды в Пене, у берега тетеровского озера из воды стали видны многочисленные деревянные столбы. При более тщательном осмотре оказалось что это остатки древнего деревянного моста, ведущего к острову в озере.  Длинна  его впечатляла - около 750 метров! После пробных раскопок крепостного вала на острове, проводивший их археолог поспешил заявить, что нашёл крепость князя Отимара, разрушение которой в 1171 году подробно описывает Саксон Грамматик. Детальные расскопки 50-х годов прошлого века его "открытие" не подтвердили, но то, что здесь в IХ-XII вв. была резиденция и скорее всего столица чрезпенянских князей, под сомнение не ставится.



Позолоченная шпора, найденная в Тетерове и принадлежавшая, предположительно чрезпенянскому князю, музей Гросс Радена.

Остров с тех пор заселён не был, а илистое дно реки прекрасно сохранило деревянную конструкцию моста, что позволило археологам с большой долей вероятности воссоздать былой вид крепости.



Графическая иллюстрация из книги И. Херрманна



макет крепости в музее Гросс Радена

Но подробно на результатах раскопок останавливаться не хотелось бы, они и без того описаны в многочисленных изданиях.
Здесь же ограничусь фотоотчётом о поездке туда.

Как видно, город гордится своей историей. Улица, ведущая к озеру, названа именем князя Отимара, ошибочно принятым историками прошлого века за хозяина крепости.




Само озеро довольно велико. Тишина, спокойствие и чудесные распологают к прогулкам. Добраться до острова с берега можно двумя путями - на небольшом пароме в самой узкой части и на прогулочном моторном катере по маршруту примерно соответствующему бывшему мосту.




У берега встречаем стенд рассказывающий о старом мосте




и реконструкцию его небольшого фрагмента для наглядности







Дорога к крепостному валу так же довольно живописна.







Сам вал довольно сильно порос лесом, но возвышения всё же видны, особенно если обойти его по кругу







На берегу, кроме пляжа и проката лодок, имеется и отель-ресторан под названием Wendenkrug (дословно - вендская кружка).




Помимо того для привлечения посетителей поставлен "идол световита". Автор этого изделия явно не особо усердствовал в изучении славянской мифологии, а просто соединил два, очевидно, единственно известных ему, примера. Збручский и современное изваяние на Арконе. Некоторые места изменив толи по своему вкусу, толи пытаясь отобразить особенности местности. Получилось довольно забавно и бессмысленно, хотя и не уродливо.







Кстате поставлен он там не случайно. В литературе расспространено мнение, что на территории крепости действительно находилось изваяние этого божества. Но об этом позже.

На обратном пути решили объехать остров на моторной лодке. И не пожалели. Мы были единственными в этом рейсе и, так как экскурсия по озеру растянулась почти на час, разговорились с "капитаном".







Высокий, уже седой немец за штурвалом оказался весьма доброжелателен и дружелюбен. Охотно рассказал нам и об озере и о обитавших здесь ранее племенах, выдавая при этом довольно незаурядные познания в истории. На мой вопрос откуда он всё это знает, глаза его заблестели. " О! я целую книгу об этом написал!" - и не без гордости продемонстрировал небольшую брошюрку. А ещё через некоторое время, открыл люк в стене и достал плоскую пластиковую коробочку. " Вот посмотрите - черепки славянской керамики, которые я нашёл тут! Посмотрите только сколько труда они вкладывали расписывая самые обыкновенные горшки! Они же все разные!  А вот этот наконечник ещё старее, бронзового века. "







- Это ещё с расскопок осталось?
- Что? - сначала не понял он - Ааа....Нет , конечно. Я их почти каждый день нахожу. У меня их очень много. Керамика, наконечники стрел, монеты... Только вчера нашёл викингскую монету.
- И что же, каждый день копаете?
- Копаю? - удивился он - Нееет! Да они прямо под ногами лежат!  Их кроты выносят из земли.

Что тут сказать. Покидал Тетеров я с необычным чуством. Не только по доброму завидуя этому замечательному энтузиасту, который каждый день чуть не спотыкается о вещи тысячелетней давности, сколько размышляя над тем сколько ещё тайн и сюрпризов хранит эта древняя земля.
>
С Тетеровом связана так же одна довольно любопытная легенда. В литературном произведении второй половины ХVI века, содержится , помимо других, комическая история о  щуке. Рыбак ловит в тетеровском озере щуку, которую решают приготовить местной знати, прибывающей через несколько недель. Чтобы сохранить рыбу свежей, местные жители решают отпустить её снова в озеро. А для того, чтобы её легче было найти, вешают на голову ленту с колокольчиком и делают зарубку на лодке, на том месте, где была выпущена щука. Разумеется, поймать её снова не удаётся. Но интересен в данном случаю не юмор. Считается, что это литературное произведение основано на народных сказаниях.
В немецком интернете и литературе  встречается утверждение, что после разрушения крепости и находящигося в ней идола Святовита датчанами, местные жители продолжали верить что их божество не исчезло,а превратилось в щуку с золотой лентой ( ожерельем? ) на шее, плавает в тетеровском озере. И для того чтобы высмеять такие непотребные суеверия, католическим духовенством была придумана юмористическая история со щукой и колокольчиком. Реальных доказательств этому лично я нигде не встречал. Насколько мне известно,ни археологический материал, ни литературные свидетельства непосредственно поры разрушения крепости оснований для таких гипотез не дают.  Не исключено, конечно, что могут быть какие этнографическо-фольклорные более поздные данные, но за неимением источников оставим сомнительную историю о древних богах. Так или иначе, со времени датских завоеваний, до момента написания книги прошло около 300 - 350 лет. И если жители Тетерова к тому времени, в большинстве своём, уже не помнили родную речь, то народные сказки и  суеверия скорее всего были ещё вендскими.

Сам же факт наличия у местного населения представления о некой волшебной  щуке с золотым ободком, по-моему, довольно интересен. Вспомним русскую сказку "По щучьеми велению". Вспомним, что сказку о золотой рыбке Пушкин заимствовал у братьев Гримм, а те, в свою очередь, у поморских славян. О внешнем виде "золотой рыбки" история умалчивает, но нужно признать, что в народных представлениях она никак не могла быть привычной нам по иллюстрациям "аквариумной" мутацией китайского карася. А вот щукой вполне даже могла.  По- моему, общеславянский, архаичный миф о некой волшебной ( золотой ) щуке (рыбе) тут просто налицо. Во всех сказаниях эту чудесную, случайно пойманную рыбу не едят, а выпускают на волю.
Является ли это отголоском табу на убийство щуки, которая была посвящена какому-то божеству или являлась тотемом?
Даже если всё это простое совпадение, то, считаю, что "рыбья" тема славянского фольклора заслуживает более внимательного изучения.



Скульптура "мальчик со щукой" на тетеровском фонтане.

История о щуке с колокольчиком в Тетерове не забыта. Каждый год , за неделю до хриантианского празднования троицы, по этому поводу здесь проводится так называемый "щучий праздник" с представлениями, музыкой, ярмарками и прочими развлечениями.


щука, чрезпеняне, лютичи, Тетеров

Previous post Next post
Up