В поисках Велеса у балтийских славян.

Feb 15, 2012 18:03


В связи с этим нельзя не вспомнить и ещё одну весьма любопытную историю о неком Боге Флинсе. Первым в 1492 году о нём упоминает Конрад Бодо в «Cronecken der Sassen» , под 1116 годом своей хроники он помещает сообщение:

«Венды вновь отпали от веры и вновь установили своего старого Божка, называемого Флинсом, потому что он стоял на кремне (игра слов, идола звали FLYNS, а FLINTstein по немецки кремень - nap1000), и был изображён в виде мертвеца в длинном плаще, в руке его был факел с горящим огнём, а на левом плече располагался лев, который должен был разбудить их после смерти. Герцог Лотар и епископ Адельгот магдебургский пошли в поход и снова свергли Божка в стране где были венды Lusitze.»



Это последнее «Lusitze» стоит отнести скорее к лютичам, чем к лужичанам, так как последние к 1116 году давно уже были под властью христиан. Исследователи культуры лужитских сербов Ян Смолер и Карл Енч в 19 веке подозревали святилище Флинса на разных местах на реке Шпрее в Лужице. Однако убедительно их предположения не звучат, так как и сами они признают, что легенды помнят на этих местах идолов, но имён Богов в народной памяти не сохранилось.
Интересно, что были попытки истолковать имя Флинс от славянского «солнца», по схеме: ФЛНС=СЛНЦ, но мне  образ солнца и владыки мира мёртвых кажутся совсем несходными. Не более ли подходит тут расшифровка ФЛиНС=ВеЛеС?  Рискну накликать на себя шквал критики, но ещё более созвучно звучит балтская форма ВеЛьНяС. Не знаю как это объяснить, но это вот уже третий раз мне «мерещятся» балткие Боги на юге Мекленбурга, на границе лютичей и лужичан. Может я и ошибаюсь, а может всё-таки действительно в этом что-то есть?
Лев для славян как то странен. Сразу вспоминается прильвитская фигурка с головой льва. А может немцы приняли за льва медведя? Или всё выдумка от начала до конца?  Не буду в этот раз делать поспешных выводов, пусть останется информацией к размышлению.

Велес

Previous post Next post
Up