Да, Макавеи упоминаются в легенде уже у Лербека (1380), а в вариантах 15-16 вв. появлявляются иногда и новые подробности, вроде числа мучеников в 6600 (взамен старых 6000). Однако, в самом раннем из известных вариантов легенды, записи 1331 г., такой связи ещё нет. У Лербека нет и информации о 60 старигардских мучеиниках. Считается, что сам он основывался как раз на Верденской хронике 1331 г. Более полные варианты легенды с гамбургскими подробностями всегда связывают эбсторфских мучеников с веригами Св. Петра, потому я и исхожу из того, что это представление более ранним, чем Лербека о Макавеях (в использованном Лербеком источнике Макавеев ещё нет).
Поэтому, есть догадка, что изначально число в 6000 мучеников могло произойти из вполне исторических 60 мучеников, уведённых из Гамбурга и казнённых в Старигарде, что произошло, очевидно, примерно в одно время с перенесением останков папы Бенедикта из Гамбурга в Рим в конце 10 века. Не то кто-то прочитал не правильно, не то не правильно понял устный рассказ (на латыне или славянском). А в дальнейшем в церковной среде, особенно среди историков и хронистов, вполне естественно переосмысление: 6000--> 6600-->6666; 1 августа-->вериги Петра-->Макавеи
== связывают эбсторфских мучеников с веригами Св. Петра
Мне кажется, что вериги Петра связаны с личным участием папы в мессе, ведь Петр и есть первый папа. Мотив же "папа в Гамбурге" вряд ли является ранним и исходным. Я не прав?
== число в 6000 мучеников могло произойти
Думаю, что оно происходит из "60 епископов". Это очень много.
"Думаю, что оно происходит из "60 епископов". Это очень много."
>>Безусловно, цифра совершенно фантастичная. Евда ли бы по всей империи их отыскалось бы столько, не то, чтобы в Гамбурге. Но речь изначально шла о священниках, а не епископах. У Адама, впервые рассказывавшего эту историю, Sexaginta presbyteri - касательно гамбургских мученников, казнённых в Старигарде + дополнение о том, что всего их в славянских землях в то время было так много, что не хватило бы книги, записать их имена.
"Мне кажется, что вериги Петра связаны с личным участием папы в мессе, ведь Петр и есть первый папа. Мотив же "папа в Гамбурге" вряд ли является ранним и исходным. Я не прав?"
>>Легенда о перезахоронении гамбургских мучеников в Эбсторфе должна быть старше, чем собственно легенда о гамбургских мучениках. Предполагается, что первая сложилась где-то во второй половине 12 века, под влиянием реального крестового похода на ободритов. Эбсторфский монастырь также был основан в конце 12 века, но предполагается, что там "приватизировали" гамбургскую легенду несколько позже. Первая запись легенды, составляющая 4 часть Падеборнской рукописи, датируется серединой 13 века.
Сама гамбургская легенда тоже складывалась не за раз. Уже Адаму она была известна именно в виде "легенды", в которую он сам почему-то не верил. Возможно - как раз из-за упоминания папы Бенедикта (Адам знал о том, что он умер в Гамбурге в изгнании, а не мученической смертью). На каком этапе в легенду добавили папу - не понятно. Это могло случиться только после его реальной смерти в Гамбурге и перенесения мощей оттуда в Рим. Через несколько лет после этого Гамбург действительно был разрушен ободритами. И далее разрушался ими и данами до 14 века ещё несколько раз. На каком-то этапе там перепутали даты, так что на кенотафе Бенедикту в 14 веке стоял 841 год (но без упоминания мученичества). А у Гамбургских церковных историков эта дата связывалась с первым разрушением Гамбурга норманнами (незадолго перед смертью Людвига 1, согласно Римберту и Адаму). Я так понимаю, изначальный вариант легенды именно эти события и описывал (в целом очень похоже на Ксантенские Анналы, в том числе и христианские чудеса). Позже к нему прибавили уже исторические события относящиеся к разрушению Гамбурга Мстивоем - о 60 епископах и папе Бенедикте, умершему там примерно в тоже время (точная дата была забыта). Возможно, 60 священников добавились уже вскоре после 983-1000, во время христианской ободритской династии, часто гостившей в Гамбурге до 1066 года. А сюжет о мученичестве папы, скорее появился позднее, может быть уже после Гельмольда.
Эбсторфская версия легенды связана с херсфельдской "исторической школой", если можно так выразиться. То ли в самих Херсфельдских анналах в 10 веке уже стояло, что в 880 году 2 епископов, графа и 13 его сателитов убили напавшие славяне (а не норманны, как в фульдских анналах и у Титмара с Видукиндом), то ли это представление появилось уже в 11 веке (присутствует в Хильдесхаймских анналах). Поэтому гамбургскую легенду о нападении славян и мученичестве большого числа священников там приспособили к собственным легендам о славянских нападении и так к ней были добавлены мотивы о погибших в 880 году и перезахоронении мучеников в Эбсторфе. Ещё всё это каким-то образом связано и с другой славянской легендой 12 века - корвейской.
Сходится не только время и место возникновения сюжета (середина 12 века, монастыри южной и западной Саксонии), но и общие черты вроде начала, повествующего о "временах Людвига", как и само то обстоятельство, что в обоих минденских хрониках корвейская легенда была вставлена в Эбсторфскую.
Кстати, очень интересная мысль насчёт параллели папы римского и Св. Петра, как первого папы!
Спасибо за подробности, я слабо ориентируюсь в нюансах этой легенды.
== изначально шла о священниках
Конечно, но тысячи, на мой взгляд, появились в попытках передать масштабность более поздних 60-ти епископов.
== На каком этапе в легенду добавили папу - не понятно.
Обратите внимание на Титмара [IV. (40.)]:
... Рако же, как сам рассказывал, по приказу своего любимого господина, доставил из Гамбурга в Рим кости вышеупомянутого папы Бенедикта. Ведь почтенный отец, то есть римский папа, и в изгнании усердный в службе Христовой, когда северная та сторона наслаждалась желанным миром, сказал: «Здесь должно упокоиться слабое моё тело. И после этого вся эта область будет предана языческому мечу и оставлена для заселения диким зверям; и до перенесения моего [на родину] не увидит местный житель прочного мира. Когда же я окажусь дома, то папским вмешательством надеюсь усмирить язычников».
Т.е. о Бенедикте Грамматике уже в его времена ходили весьма специфичные легенды. Ясно, что легенда возникла уже после 983 г. (возможно не ранее 988), при жизни Титмара. С Бенедиктом II, известном разборками с императором Людовиком II (смешанным, в конце концов, со своим дедом) и его братьями, Титмар его, понятно, не смешивает, думаю, что это могло произойти значительно позднее и в менее интеллектуальной среде.
== очень интересная мысль насчёт параллели папы римского и Св. Петра, как первого папы
Позволю себе ещё обратить Ваше в внимание на то, что августовские календы были традиционным временем проведения церковных соборов. В Англии одно время это вообще носило нормативный характер. И, кстати, неизвестен день извлечения мощей Бенедикта из погребения с целью перенесения их в Рим. Эта дата была явно более публичной, чем дата смерти опального папы, известная исключительно благодаря Адельдагу и Либентию, на руках которых он умер.
К слову, статью Стржельчика, которая Вас, видимо, интересует, думаю, можно заказать в Ленинке. К сожалению, в каталоге нет шифра конкретно того тома сборника Slavia Occidentalis, в котором она находится, но нет сомнения, что том 28 в Ленинке есть.
"Т.е. о Бенедикте Грамматике уже в его времена ходили весьма специфичные легенды. Ясно, что легенда возникла уже после 983 г. (возможно не ранее 988), при жизни Титмара. С Бенедиктом II, известном разборками с императором Людовиком II (смешанным, в конце концов, со своим дедом) и его братьями, Титмар его, понятно, не смешивает, думаю, что это могло произойти значительно позднее и в менее интеллектуальной среде"
- Да, полностью согласен. Тоже уже обращал внимание на этот отрывок.
"Позволю себе ещё обратить Ваше в внимание на то, что августовские календы были традиционным временем проведения церковных соборов. В Англии одно время это вообще носило нормативный характер. И, кстати, неизвестен день извлечения мощей Бенедикта из погребения с целью перенесения их в Рим. Эта дата была явно более публичной, чем дата смерти опального папы, известная исключительно благодаря Адельдагу и Либентию, на руках которых он умер"
-Спасибо за ещё одну интересную мысль о дате перенесения мощей, а не мученичества. Хотя едва ли уже удастся что-либо найти по этому поводу, заставляет задуматься.
"К слову, статью Стржельчика, которая Вас, видимо, интересует, думаю, можно заказать в Ленинке. К сожалению, в каталоге нет шифра конкретно того тома сборника Slavia Occidentalis, в котором она находится, но нет сомнения, что том 28 в Ленинке есть"
-Благодарю за совет. Статью уже удалось найти более примитивным способом - просто повезло, что удалось найти сам номер журнала в бумажном виде в букинистическом магазине. А вот что такое Ленинка и как там можно заказывать старые и редкие статьи очень заинтересовало:)) Я, в силу своего упорного дилетантизма в любых компьютерных делах, пользуюсь почти исключительно бумажными изданиями или их копиями, но заказ их как правило занимает много времени, да и не всегда удаётся найти нужное...
А, так статья обретена? Меня, признаться, заинтересовало, почему позднее Стржельчик, обращаясь к теме, постоянно упоминал Эберсдорфскую карту. Я не смог уяснить её роль.
Ленинка это РГБ http://www.rsl.ru/ru/s4/s47024#36 услуга доступна, если зарегистрироваться, там будет и справка о том, как заказывать. Я сам, впрочем, заказывал только страницы рукописей, там несколько иной алгоритм.
Копии также делает Историчка - ГПИБ http://edd.shpl.ru/ там проще, но во всех случаях надо знать, что Вы хотите. В Историчке я заказывал статьи из старой периодики.
"А, так статья обретена? Меня, признаться, заинтересовало, почему позднее Стржельчик, обращаясь к теме, постоянно упоминал Эберсдорфскую карту. Я не смог уяснить её роль"
- A когда он ещё обращался к этой теме? У меня есть сейчас 3 его статьи по эбсторфской легенде. 2 на немецком и одна на польском. Последняя интересна тем, что написана по свежему впечатлению от новоопубликованного материала в 1971 и, ещё более - тем, что он первым видел ошибку в датировке.
Во первых, уже сотню лет не могут определиться с датировкой. Литература по ней выходит постоянно и постоянно предлагается что-то новое. То на исследуют геральдику гербов, то позу Христа, то текст комментариев, то стиль изображений, то придут к выводу что 2 буквы одного слова написаны в одном веке, а ещё 3 - в другом. Постоянные споры и интерес. И никакого согласия. Известно, что карта связана с Отиа Империалиа Гервазия Тильбурийского. Но, то придут к выводу, что он участвовал в создании, то, наоборот - что никак не мог...
Интерес в ней представляет то, что между Люнебургом и Брауеншвайгом - большими и важными городами Саксонии того времени - нанесено слово Эббекесторп и нарисовано три могилы с надписью, что тут покояться мученики. А это - из легенды. Более того, в легенде упоминается сам Гервазий, названный там пропстом Эбсторфа. Имя очень специфичное и не характерное для местности - нарочно бы не придумали. То есть, карта - материальный источник по легенде, которую тоже никто не может датировать. Если карта была создана во времена Гервазия, то легенда об Эбсторфских мучениках существовала уже в середине 13 века. И это было бы наиболее ранним её упоминанием (следующее - в хронике верденских епископов 1331 г.). Современное официальное мнение, что так и было. Но это обстоятельство ставит историков перед чистым листом. В 1970-х, после первой публикации Страданий гамбургских мучеников, источник вызвал достаточно большой интерес. Несколько историков на основании самых разных подходов (палиография, логические построения на основании анализа источников - а там была проведена огромнейшая работа по рукописям, потому как большая часть вообще никогда и нигде до этого не печаталась- ни молитвы, ни грамоты, ни хроники - далее был исследован язык источника, латынь и сравнена с грамотами, мотивы, некоторые термины) пытались обосновать "придумку" легенды эбсторфским пропстом около 1380 года. У них получилось очень убедительно. Правда парой лет спустя выяснилось, что несколько сотен страниц и несколько потраченных лет ушло в пустую - они исходили от старой датировки верденской хроники, а легенда была минимум на 100 лет старше.
А так как новые источники находят не часто, и этот - достаточно древний (минимум - середина 13 века), понятно, что он привлекает интерес исследователей западных славян и северных немцев. Не в малой степени тем, что мало изучен. В одной из частей легенды упоминается ряд личностей, дейстоввавших в середине 13 века и ряд локальных местечек возле Эбсторфа, что говорит за датировку серединой 13 века (единственная дата в легенде - 1243 год, причём в этом месте рассказчик переходит с рассказа от третьего на расказ от первого лица). Потому, датировка эбсторфской легенды и эбсторфской карты сильно связаны. Если удастся датировать возникновение легенды, то удастся и карты - и наоборот.
Поэтому, есть догадка, что изначально число в 6000 мучеников могло произойти из вполне исторических 60 мучеников, уведённых из Гамбурга и казнённых в Старигарде, что произошло, очевидно, примерно в одно время с перенесением останков папы Бенедикта из Гамбурга в Рим в конце 10 века. Не то кто-то прочитал не правильно, не то не правильно понял устный рассказ (на латыне или славянском). А в дальнейшем в церковной среде, особенно среди историков и хронистов, вполне естественно переосмысление: 6000--> 6600-->6666; 1 августа-->вериги Петра-->Макавеи
Reply
Мне кажется, что вериги Петра связаны с личным участием папы в мессе, ведь Петр и есть первый папа. Мотив же "папа в Гамбурге" вряд ли является ранним и исходным. Я не прав?
== число в 6000 мучеников могло произойти
Думаю, что оно происходит из "60 епископов". Это очень много.
Reply
>>Безусловно, цифра совершенно фантастичная. Евда ли бы по всей империи их отыскалось бы столько, не то, чтобы в Гамбурге. Но речь изначально шла о священниках, а не епископах. У Адама, впервые рассказывавшего эту историю, Sexaginta presbyteri - касательно гамбургских мученников, казнённых в Старигарде + дополнение о том, что всего их в славянских землях в то время было так много, что не хватило бы книги, записать их имена.
"Мне кажется, что вериги Петра связаны с личным участием папы в мессе, ведь Петр и есть первый папа. Мотив же "папа в Гамбурге" вряд ли является ранним и исходным. Я не прав?"
>>Легенда о перезахоронении гамбургских мучеников в Эбсторфе должна быть старше, чем собственно легенда о гамбургских мучениках. Предполагается, что первая сложилась где-то во второй половине 12 века, под влиянием реального крестового похода на ободритов. Эбсторфский монастырь также был основан в конце 12 века, но предполагается, что там "приватизировали" гамбургскую легенду несколько позже. Первая запись легенды, составляющая 4 часть Падеборнской рукописи, датируется серединой 13 века.
Сама гамбургская легенда тоже складывалась не за раз. Уже Адаму она была известна именно в виде "легенды", в которую он сам почему-то не верил. Возможно - как раз из-за упоминания папы Бенедикта (Адам знал о том, что он умер в Гамбурге в изгнании, а не мученической смертью). На каком этапе в легенду добавили папу - не понятно. Это могло случиться только после его реальной смерти в Гамбурге и перенесения мощей оттуда в Рим. Через несколько лет после этого Гамбург действительно был разрушен ободритами. И далее разрушался ими и данами до 14 века ещё несколько раз. На каком-то этапе там перепутали даты, так что на кенотафе Бенедикту в 14 веке стоял 841 год (но без упоминания мученичества). А у Гамбургских церковных историков эта дата связывалась с первым разрушением Гамбурга норманнами (незадолго перед смертью Людвига 1, согласно Римберту и Адаму). Я так понимаю, изначальный вариант легенды именно эти события и описывал (в целом очень похоже на Ксантенские Анналы, в том числе и христианские чудеса). Позже к нему прибавили уже исторические события относящиеся к разрушению Гамбурга Мстивоем - о 60 епископах и папе Бенедикте, умершему там примерно в тоже время (точная дата была забыта). Возможно, 60 священников добавились уже вскоре после 983-1000, во время христианской ободритской династии, часто гостившей в Гамбурге до 1066 года. А сюжет о мученичестве папы, скорее появился позднее, может быть уже после Гельмольда.
Эбсторфская версия легенды связана с херсфельдской "исторической школой", если можно так выразиться. То ли в самих Херсфельдских анналах в 10 веке уже стояло, что в 880 году 2 епископов, графа и 13 его сателитов убили напавшие славяне (а не норманны, как в фульдских анналах и у Титмара с Видукиндом), то ли это представление появилось уже в 11 веке (присутствует в Хильдесхаймских анналах). Поэтому гамбургскую легенду о нападении славян и мученичестве большого числа священников там приспособили к собственным легендам о славянских нападении и так к ней были добавлены мотивы о погибших в 880 году и перезахоронении мучеников в Эбсторфе. Ещё всё это каким-то образом связано и с другой славянской легендой 12 века - корвейской.
http://nap1000.livejournal.com/104542.html
Сходится не только время и место возникновения сюжета (середина 12 века, монастыри южной и западной Саксонии), но и общие черты вроде начала, повествующего о "временах Людвига", как и само то обстоятельство, что в обоих минденских хрониках корвейская легенда была вставлена в Эбсторфскую.
Кстати, очень интересная мысль насчёт параллели папы римского и Св. Петра, как первого папы!
Reply
== изначально шла о священниках
Конечно, но тысячи, на мой взгляд, появились в попытках передать масштабность более поздних 60-ти епископов.
== На каком этапе в легенду добавили папу - не понятно.
Обратите внимание на Титмара [IV. (40.)]:
... Рако же, как сам рассказывал, по приказу своего любимого господина, доставил из Гамбурга в Рим кости вышеупомянутого папы Бенедикта. Ведь почтенный отец, то есть римский папа, и в изгнании усердный в службе Христовой, когда северная та сторона наслаждалась желанным миром, сказал: «Здесь должно упокоиться слабое моё тело. И после этого вся эта область будет предана языческому мечу и оставлена для заселения диким зверям; и до перенесения моего [на родину] не увидит местный житель прочного мира. Когда же я окажусь дома, то папским вмешательством надеюсь усмирить язычников».
Т.е. о Бенедикте Грамматике уже в его времена ходили весьма специфичные легенды. Ясно, что легенда возникла уже после 983 г. (возможно не ранее 988), при жизни Титмара. С Бенедиктом II, известном разборками с императором Людовиком II (смешанным, в конце концов, со своим дедом) и его братьями, Титмар его, понятно, не смешивает, думаю, что это могло произойти значительно позднее и в менее интеллектуальной среде.
== очень интересная мысль насчёт параллели папы римского и Св. Петра, как первого папы
Позволю себе ещё обратить Ваше в внимание на то, что августовские календы были традиционным временем проведения церковных соборов. В Англии одно время это вообще носило нормативный характер. И, кстати, неизвестен день извлечения мощей Бенедикта из погребения с целью перенесения их в Рим. Эта дата была явно более публичной, чем дата смерти опального папы, известная исключительно благодаря Адельдагу и Либентию, на руках которых он умер.
К слову, статью Стржельчика, которая Вас, видимо, интересует, думаю, можно заказать в Ленинке. К сожалению, в каталоге нет шифра конкретно того тома сборника Slavia Occidentalis, в котором она находится, но нет сомнения, что том 28 в Ленинке есть.
Reply
- Да, полностью согласен. Тоже уже обращал внимание на этот отрывок.
"Позволю себе ещё обратить Ваше в внимание на то, что августовские календы были традиционным временем проведения церковных соборов. В Англии одно время это вообще носило нормативный характер. И, кстати, неизвестен день извлечения мощей Бенедикта из погребения с целью перенесения их в Рим. Эта дата была явно более публичной, чем дата смерти опального папы, известная исключительно благодаря Адельдагу и Либентию, на руках которых он умер"
-Спасибо за ещё одну интересную мысль о дате перенесения мощей, а не мученичества. Хотя едва ли уже удастся что-либо найти по этому поводу, заставляет задуматься.
"К слову, статью Стржельчика, которая Вас, видимо, интересует, думаю, можно заказать в Ленинке. К сожалению, в каталоге нет шифра конкретно того тома сборника Slavia Occidentalis, в котором она находится, но нет сомнения, что том 28 в Ленинке есть"
-Благодарю за совет. Статью уже удалось найти более примитивным способом - просто повезло, что удалось найти сам номер журнала в бумажном виде в букинистическом магазине. А вот что такое Ленинка и как там можно заказывать старые и редкие статьи очень заинтересовало:)) Я, в силу своего упорного дилетантизма в любых компьютерных делах, пользуюсь почти исключительно бумажными изданиями или их копиями, но заказ их как правило занимает много времени, да и не всегда удаётся найти нужное...
Reply
Ленинка это РГБ
http://www.rsl.ru/ru/s4/s47024#36
услуга доступна, если зарегистрироваться, там будет и справка о том, как заказывать. Я сам, впрочем, заказывал только страницы рукописей, там несколько иной алгоритм.
Копии также делает Историчка - ГПИБ
http://edd.shpl.ru/
там проще, но во всех случаях надо знать, что Вы хотите.
В Историчке я заказывал статьи из старой периодики.
Reply
- A когда он ещё обращался к этой теме? У меня есть сейчас 3 его статьи по эбсторфской легенде. 2 на немецком и одна на польском. Последняя интересна тем, что написана по свежему впечатлению от новоопубликованного материала в 1971 и, ещё более - тем, что он первым видел ошибку в датировке.
Эбсторфская карта?! Ну как же!:) Это ведь один из самых значительных "артефактов" северной Германии позднего Средневековья. Русскоязычная статья в википедии насчитывает всего пару предложений ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0 ), но для северной Германии этот вопрос очень существеннен.
Во первых, уже сотню лет не могут определиться с датировкой. Литература по ней выходит постоянно и постоянно предлагается что-то новое. То на исследуют геральдику гербов, то позу Христа, то текст комментариев, то стиль изображений, то придут к выводу что 2 буквы одного слова написаны в одном веке, а ещё 3 - в другом. Постоянные споры и интерес. И никакого согласия. Известно, что карта связана с Отиа Империалиа Гервазия Тильбурийского. Но, то придут к выводу, что он участвовал в создании, то, наоборот - что никак не мог...
Интерес в ней представляет то, что между Люнебургом и Брауеншвайгом - большими и важными городами Саксонии того времени - нанесено слово Эббекесторп и нарисовано три могилы с надписью, что тут покояться мученики. А это - из легенды. Более того, в легенде упоминается сам Гервазий, названный там пропстом Эбсторфа. Имя очень специфичное и не характерное для местности - нарочно бы не придумали. То есть, карта - материальный источник по легенде, которую тоже никто не может датировать. Если карта была создана во времена Гервазия, то легенда об Эбсторфских мучениках существовала уже в середине 13 века. И это было бы наиболее ранним её упоминанием (следующее - в хронике верденских епископов 1331 г.). Современное официальное мнение, что так и было. Но это обстоятельство ставит историков перед чистым листом. В 1970-х, после первой публикации Страданий гамбургских мучеников, источник вызвал достаточно большой интерес. Несколько историков на основании самых разных подходов (палиография, логические построения на основании анализа источников - а там была проведена огромнейшая работа по рукописям, потому как большая часть вообще никогда и нигде до этого не печаталась- ни молитвы, ни грамоты, ни хроники - далее был исследован язык источника, латынь и сравнена с грамотами, мотивы, некоторые термины) пытались обосновать "придумку" легенды эбсторфским пропстом около 1380 года. У них получилось очень убедительно. Правда парой лет спустя выяснилось, что несколько сотен страниц и несколько потраченных лет ушло в пустую - они исходили от старой датировки верденской хроники, а легенда была минимум на 100 лет старше.
А так как новые источники находят не часто, и этот - достаточно древний (минимум - середина 13 века), понятно, что он привлекает интерес исследователей западных славян и северных немцев. Не в малой степени тем, что мало изучен. В одной из частей легенды упоминается ряд личностей, дейстоввавших в середине 13 века и ряд локальных местечек возле Эбсторфа, что говорит за датировку серединой 13 века (единственная дата в легенде - 1243 год, причём в этом месте рассказчик переходит с рассказа от третьего на расказ от первого лица). Потому, датировка эбсторфской легенды и эбсторфской карты сильно связаны. Если удастся датировать возникновение легенды, то удастся и карты - и наоборот.
фрагмент карты с могилами мучеников:
http://www.landschaftsmuseum.de/Bilder/Ebstorf/Ebstorf-Lueneburg-2.jpg
-Большое спасибо за ссылки! Обязательно попробую в будущем!
Reply
Вот одна из работ. Там же по тексту ссылки на более ранние его работы. Кое что я видел в Сети.
Большое спасибо за подробные пояснения, я совершенно не знаком с этой темой. А литературу можете порекомендовать?
Reply
Leave a comment