Форма Ruga/Ruya/Ruia. 1. Саксонский след.

Mar 31, 2015 13:02

В одном из первых постов о самоназвании рюгенских славян я уже приводил хронологический список их упоминаний. Теперь формы из этого списка будут группироваться по источниковедческим и культурно-историческим особенностям. Первая группа - «Саксонская», она же - наиболее древняя и часто употребляемая. К этой группе относится большое разнообразие форм записи, все из которых, однако, передают одну и ту же фонетику «Руя» (хороним) Rugia/Ruya/Ruia и т.п

Первое письменное упоминание достоверное (сообщение начала 7 века Беды Достопочтенного будет разобрано отдельно) Рюгена или его обитателей относится к 946 году. После завоевания сербских и вильцских земель  Оттон Великий основал для крещения славянских славян Магдебургское епископство, северная граница которого в грамоте была обозначена «Рюгенским морем» (Mare Rugianorum).

В X веке, как известно, в Германии произошло восхождение к высшей власти саксонской династии. Саксонский герцог Генрих Птицелов стал королём Восточной Франкской Империи, а его сын Оттон Великий - императором Священной Римской Империи. Оба правителя отличились действительно очень крупными победами, сумев подчинить практически все славянские племена к северу и востоку от Эльбы, а также разбить венгров, остановив их продвижение в Германию. Столицей уже Генриха Птицелова был Магдебург - крепость на Эльбе, на самой границе со славянами, как раз на «стыке» сербских и вильцских племён. Магдебург играл важную роль в немецко-славянских связях изначально. Впервые он упоминается в Диденхоффском капитулярии в 805 году, как приграничный торговый город на славянской границе. Предполагается, что он мог быть основан Карлом Великим во время его знаменитого похода на велетов в 789 году, когда сообщается об постройке им мостов через Эльбу, и крепостей для их охраны. Однако, особенного значения в общегерманском плане Магдебург достиг лишь к началу Х века. Не вдаваясь в подробности, отметим только, что Магдебург неразрывно связан с саксами и их правящей династией.

Второе упоминание, на этот раз уже этнонима рюгенских славян, также связано с Саксонией и саксонской династией. В корвейском монастыре, основанном для крещения Саксонии ещё каролингами, хронист Видукинд в период между 967 и 973 гг. закончил свои «Деяния саксов» - произведение, воспевающее саксонскую династию и победы X века. Связь  с Магдебургом в этом случае полностью прозрачна, потому неудивительно, что Видукинд использует ту же форму ruiani, что была уже и в грамоте Оттона. Отличие транскрипции Видукинда, возможно, указывает на то, что информация была получена им через устный, а не письменный источник. Этим источником, по всей видимости, должен был быть кто-то связанный с походом войск Оттона Великого и маркграфа Геро на ободритов в 955 году. Об этом походе упоминали и другие источники (к примеру Титмар Мерзебургский), но лишь у Видукинда имеется информация об участии рюгенских славян в этом предприятии на стороне саксов. Ruiani были проводниками войск маркграфа Геро, показав ему путь в тыл ободритских войск в трудно проходимой местности. Потому, источником этой истории и упоминания у Видукинда стоит принять информатора из числа участников похода.



Не смотря на то, что сообщение Видукинда - первое упоминание рюгенских славян, как народа, контакты с ними у саксонских правителей должны были начаться ранее 955 года. Очевидно, что предприятию похода на Раксу должно было предшествовать дипломатическое посольство либо рюгенских славян в Магдебург, либо наоборот - саксов на Рюген. По моему личному мнению (аргументы чему я приводил в «исторической» главе), союз саксов и рюгенских славян должен был состояться уже в первой половине X века. Генриху Птицелову нужны были союзники против северных вильцев и ободритов, рюгенские же славяне должны были быть заинтересованы в ослаблении и тех и других, так как стремились к удержанию земель между Пеной и Рюгеном под своим контролем и влиянием. Потому грамота Оттона на мой взгляд представляет собой документ о «разделе» земель вильцев между саксами и рюгенскими славянами. Проводя границу епископства по реке Пене и Рюгенскому морю, саксы оставляли права на более северные и восточные территории - между Пеной и Рюгеном, устье Одры и Поморье язычникам. Вместо церковной десятины здесь собирался налог в храм Свентовита.

Однако, удержать оттонские завоевания саксам надолго не удалось. Уже в 983 году славянское восстание ободритов и лютичей сделало Магдебург из города в середине новой саксонской империи снова приграничной со славянами крепостью. Сложно сказать, какую сторону поддерживали в этом рюгенские славяне. С одной стороны, повсеместное возвращение к язычеству в окружающих славянских землях, должно было быть ими поддерживаемо. С другой - произошедшее из-за этого усиление ободритов и лютичей было им очень не на руку. Любопытно, что источники совсем не упоминают Рюген, как участника или инициатора восстания 983 года. Языческое восстание, напротив, поднял решивший христианский ободритский князь из политических, а не религиозных целей. Князья этой династии проводили враждебную Рюгену политику. Из немногих зацепок о Рюгене того периода можно указать на два сообщения Гельмольда: в одном случае князь Биллунг (Мстивой) во время ссоры со своим шурином, ольденбургским епископом, разоряет выделенные до этого епископу имения в Вагрии и землях ободритов, приписывая это «козням разбойников, которые, иногда приходят сюда от ран или вильцев, не щадят и его владений» (Гельмольд, 1-14), в другом - сын Биллунга Мечислав после восстания разрушает женский монастырь в Мекленбурге и отправляет часть монахинь в рабство в земли «ран и вильцев». Из первого отрывка можно сделать заключение, что в период между 967 и 983 гг. в земли ободритов совершались набеги рюгенских славян. Из второго - что рюгенские славяне поддерживали восстание 983 года и находились в скорее не во враждебных отношениях с Мечиславом.

Так или иначе, рюгенские славяне выпали из поля зрения саксонского христианского мира до начала XII века. Новый «виток» упоминаний о них связан с событиями 1114 и 1147 гг. В 1114 году саксонский король Лотарь вместе с ободритским королём Генрихом совершили поход против рюгенских славян в ответ на убийство ими сына Генриха Вальдемара. Лотарь вступил в земли чрезпенян, занял их и, набрав в их городах дополнительный корпус из 300 всадников, победил рюгенского князя. Саксонский анналист упоминает его как principem quoque Rugianorum, a Корвейские Анналы сообщают о «рюгенской земле» (Rugiacensibus) с которой граничали чрезпеняне на севере. Оба эти источника также оказываются прямо связаны с Саксонией. Как уже было отмечено в «исторической» главе, поход 1114 года повлёк за собой очень значительные для исследования этнонима рюгенских славян события - возникновение и распространение «Корвейской легенды», речь о которой будет в следующей главе. Вопрос о возможном происхождении этой формы в Саксонии будет рассмотрен в последней главе этой серии, после разбора всех упоминающих её источников.

источники, Рюген

Previous post Next post
Up