Прощение меняет наше отношение к прошлому и открывает дорогу нашему будущему...
Мы уже говорили о том, что есть различие между тем, чтобы терпеть и ждать. Давайте приблизим к себе палитру этих слов, чтобы увидеть новые краски, способные обрисовать суть того, что приводит нас к состраданию и прощению.
Когда мы стараемся терпеть, мы, на самом деле, или не уважаем человека, или считаем его слабее себя, неразвитее, или прячем за этим свой страх быть покинутыми или отвергнутыми.
Когда мы позволяем себе ждать, мы понимаем, что у каждого из нас есть свое время на изменения, что некуда бежать (от себя ведь не убежишь) и что хотя мы и задаем, но не мы определяем параметры ситуаций.
И в этом заключена вероятность того, что если ситуация не изменится, то тогда все будет определяться по «гамбургскому счету», и у нас будет возможность видеть и причины, и следствия, и шанс обсуждать все открыто, и вероятность быть понятыми.
картина Нины Красновой
И все же дорога ожидания не проста и она зависит от нашей способности к состраданию.
Сострадание это чувство, через которое вы воспринимаете человека, понимая, что порой мы не ведаем что творим. Сострадание "помнит", что то, что делают наши травмы и маски, это не мы, это наши защиты, которые заставляют нас нападать на других. И когда мы «думаем» этим чувством, тогда нас не «бьют» поступки другого, тогда нас не пугают наши реакции, потому что мы видим в них ошибки незнания пути.
Через сострадание вы понимаете, что когда придет время осознания, человек ощутит боль, которую он причинил другим. И ваше сострадание дает шанс человеку выжить, потому что дает ему возможность найти себя.
Сострадание это дорога к прощению. Потому что вопрос о прощении возникает в ситуациях «точек слома» нашей жизни. В данном случае я говорю о карте нашего жизненного плана.
Ситуации прощения это всегда сигнал о том, что вы стоите на развилке вашего жизненного пути, и ошибка может увести вас в сторону совершенно противоположную цели вашего жизненного плана.
И накал ситуации в том, что скрыто от вас: будет у вас возможность вернуться к этой точке отсчета, или вы потеряете свое будущее навсегда. Никто не может знать этого наверняка, только внутренний компас, направляемый вашим прощением, может вывести вас из запутанного лабиринта.
Прощение это приятие ситуации несовершенства друг друга и чувство поддержки, которое вы готовы дать друг другу в данный драматичный момент жизни. В прощении нет боли, но в прощении может быть грусть, потому что сострадание всегда проникнуто легкой грустью.
В прощении есть ведомый и ведущий, но нет обиженного и обидчика. Поэтому это вопрос силы и мудрости, а не всепрощения и бегства. Просто неверное использование понятия извратило его смыл, и сделало синонимом слабоволия, слащавости и бесхребетности.
Прощение это не слабоволие. И это не вопрос справедливости в привычном понимании слова. Есть справедливость и видимость справедливости. Справедливость различна для каждого из нас, она исходит изнутри, из определения важного и неважного, того, что формирует жизнеобразующие составляющие, без которых мы не можем определить сами себя. Видимость справедливости основывается на демонстрации, ожидания реакций и от привычки выделить себя.
На самом деле, только соединение энергии души, сердца и разума способны пробудить в нас силу прощения, способную удержать от падения людей вовлеченных в ситуацию.
Прощение это желание изменения, оно не исходит из потребности сохранить то, что было. Оно исходит из понимания, что то, что создало ситуацию, в следующий раз может убить.
Прощение ищет дорогу к обретению того, что сделает нас другими, и после этого мы престанем смотреть в прошлое, вспоминая, что было не так, что можно было сказать и сделать по-другому.
Считается, что прощение требует усилий. На самом деле это не так. Прощение приходит «само собой» и начинается с чувства сострадания к самому себе.
Если вы прикладываете усилия, это означает, что на данный момент вы продвигаетесь по дороге приятия себя и ситуации. А прощение это ее итог. Это точка, после которой вы будете писать новое предложение с большой буквы.
В прощении мы помним все что было, мы четко сидим ситуацию, мы распознаем роли, которые были нами сыграны, или были нам отведены, но мы также видим за всем этим и настоящую историю, и настоящие обстоятельства, которые привели нас в точку пространства, в которой произошел «преднамеренный взрыв».
Потому что ситуации, в которых мы должны задумываться о прощении, всегда преднамеренны, всегда ожидаемы и мы просто «ждем» это «направленного взрыва», который позволит нам обнажить то, о чем мы не решались говорить, что не хотели обсуждать или, что отказывались видеть.
Мы делаем то, что делаем, мы идем, потому что идем, и мы никогда не узнаем, какая модель наших реакций была бы лучше в пройденной ситуации. И любые «если бы» - это инсинуации несбыточного.
Мы не знаем, способны ли мы обретать себя через тихое, безмятежное существование, в котором нет моментов, после которых мы должны кого-то прощать. Но что-то говорит о том, что развитие человека это «прикладная наука», и настоящее знание в ней можно приобрести только путем чистого эксперимента.
"Прощение не изменяет прошлое, оно распространяется только на будущее", но при этом оно изменяет настоящее, оно изменяет все вокруг нас в ту минуту, когда мы его ощутили. И мы не «милые» и не «добрые» в момент прощения - мы другие. Мы те, которыми должны быть или те, которыми хотели бы стать…
Прощение это способность смотреть другому в глаза и открывать ему сердце, зная, что сейчас ты облечен силой, способной изменить чью-то жизнь.
Прощение это когда ты в мире, а мир в тебе и этот мир говорит через тебя.
И тогда у вас есть шанс испытать чувство, когда вы мире и мир в вас…
Из книги «Со-Творение человека: в поисках жизненного плана», N.P.L©