Знакомьтесь: МЕМЕТИКА

Jun 17, 2011 16:25



Многие из вас слышали о том, что при общении на уровне слов (или вербальном) мы воспринимаем всего 10 - 12% информации. Это не случайно. Когда люди вступают в контакт, как первое впечатление, так и дальнейшая коммуникация, во многом идет не на уровне слов, а на уровне информационной ауры.

Именно информационная аура (не путать энергетической)* отражает внутреннее содержание, настрой, и тот потенциал, который наполняет человека, исходит изнутри и, порой, нами даже не осознается. Вот почему люди, которых мы видим впервые в жизни, могут вызывать у нас радость или страх, желание вступить с ними в контакт или свести его до минимума.

Это касается не только непосредственного общения глаза в глаза, даже у нас в ЖЖ, отдаем мы себе отчет в этом или нет, мы сближаемся следуя каким-то внутренним связям восприятия жизни, именно они создают ощущение близости, а не формально-логический просмотр журналов.

Информационная аура не есть постоянная величина, познавая себя, мы меняем ее, делаем ее более восприимчивой и позитивной. Но на состояние нашей информатики влияет много составляющих, в том числе МЕМЕТИКА (представителям ПР-, рекламного и прочих информационных сообществ - к  вниманию).





Гены и мемы

Итак, каждый из нас при рождении, получает «подарочный набор» - это гены и мемы. Гены - то, что нам всем известно и понятно. Мемы, это своебразное хранилище культурных кодов, как в компьютерных чипах. Само слово «меметика» не случайно созвучно известному нам термину «генетика», поскольку оно говорит о передаче информации, только не биологической, а культурологической.

Впервые термин "мем", для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры, ввел известный британский ученый-этолог и популяризатор науки, лауреат многих литературных и научных премий Ричард Докинз.

Наука меметика изучает причины происхождения мемов, восприимчивости людей к ним, и распространение мемов через людей. Понятия «мем» и «меметика» с 1988 включены в Oxford English Dictionary - словарь, задающий нормативные категории научной и информационной сферы.

Информация, составляющая мемы человека, идет как от его биологических родителей, окружающей обстановки, а также с уровня его Сущности и Души. И если гены определяют наши био-физические параметры, то мемы важный фоновый фактор, который влияет на то «какие дороги мы выбираем».

При этом, в формировании мемов может участвовать любого рода информация, воздействующая на системы социо-культурного восприятия человека: цвета, вкусы, еда, мелодии, идеи, верования, мода, интернет и  т.д... Хотя далеко не каждый информационный элемент может создать мем.

Воздействие мемов непросто влияет на поведение людей, оно зачастую их определяет. Кстати, то, что человек имеет особое предпочтение к той или иной стране, это тоже в значительной степени меметические соответствия, а не «здравый смысл».

Одна из причин, почему мемы получили такое название, состоит в том, что они в своем «поведении» очень похожи на гены. К примеру, мемы могут копировать сами себя(это называется репликация). Они могут распространяться как вертикально (от поколения к поколению), так и как горизонтально (между представителями одного поколения).

Мемы могут находиться как в активном, так и «законсервированном» виде, они могут годами «спать» внутри человека, а также взаимодействовать с другими мемами.

Примером вертикального распространения мема может быть история языка иврит, который просуществовал в латентном состоянии (письменном, а не разговорном виде) свыше 2000 лет, а затем, как только был воспроизведен меметический код, «вернулся» как разговорный язык.

Мемы могут комбинироваться, разделяться и формировать новые группы мемов. Они могут быть активны и пассивны, нейтральны или дружественны друг к другу. Они нередко образуют группы - комплексные мемы.

Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Кстати, ведущие мировые религии, иудаизм, ислам и христианство, являются ярким образцом модификации комплексного мема.

Поговорим о «русской» меметике. Здесь важно знать, что человек, который родился и вырос в той или иной стране, будет всегда нести на себе отражение страны рождения.

К примеру, «русскому» мему (беру в кавычки, потому что это относится ко всем русскоговорящим) свойственны такие качества как: приоритет культурных и образовательных ценностей, патриотизм, готовность к жертве ради будущего. У «русских» ярко выраженные имперские амбиции, они  всегда пребывают в ожидании сильного лидера и для них фактор силы определяет состояние безопасности.

Только в России мог родиться такой ПР-шедевр (восхищаюсь на полном серьезе) как «принуждение к миру».

Или другой шедевр, который сотворил г-н Клинтон, когда сказал, что русские в Израиле мешают мирному процессу. «Не в бровь, а в глаз», а точнее в мем. Конечно, мешают! Русские не отдают территорий и предпочитают «неадекватные» ответы, мы же империалисты! (А что, кто-то сможет забрать Курилы у России?!)

Еще «русские» отличаются отсутствием коммуникативной гибкости, у них присутствует страх проявления индивидуальности (это не про нас, обитателей ЖЖ), что выражается в сильной потребности в ведущем, еще «русские» не объединяются "за", а только "против", и им свойственно негативное восприятие денег…и т.д. и т.п.

Когда ты знаешь из чего состоит мем того или иного сообщества, то ты понимаешь как с этим работать, что ему можно «дать», чтобы он смог «взять» и какие ожидания строить не нужно.Создавать мемы непросто, но интересно...

© N(P)L

* с точки зрения теории дипольных, спиральных коммуникаций энергия и информация разные вещи.

меметика, человек(коммуникация), иерусалимская эннеаграмма, Россия, репутационный менеджмент

Previous post Next post
Up