Меня печалит и возмущает, когда к детям или взрослым относятся неуважительно или как к своей собственности.
Дети - точно такие же люди, как взрослые, они имеют право на уважение к себе, например:
- чтобы их не трогали без их разрешения,
- не заставляли целовать или обнимать разных родственников,
- отвечать на вопросы, которые они считают личными,
- разговаривать с незнакомыми людьми, если они смущаются или заняты чем-то своим.
Моя подруга рассказывает: заходит она по делам с дочкой на старую работу, и бывшая начальница начинает приставать к девочке:
- А ты в каком классе? А с кем сидишь? А с кем дружишь?
То ли она проявляет интерес, то ли пытается вежливо поддержать беседу, но почему-то она игнорирует нежелание собеседницы общаться. Девочка молчит, отворачивается, смотрит исподлобья. Я бы тоже не проявляла желания рассказывать незнакомому человеку о своих друзьях, учебе или работе. И ведь еще нужно учиться тому, чтобы отвечать вежливо, не вдаваясь в подробности, например:
- Спасибо, у меня все хорошо.
К сожалению, у нас в стране не все отличаются тактом. У нас считается нормальным задавать личные вопросы, не то что детям, даже взрослым:
- Ты почему еще не замужем?
- А когда детей родите?
- А сколько ты зарабатываешь?
И люди ждут, что им ответят открыто, подробно, доброжелательно. И обижаются или злятся, когда им ставишь границы, отвечая что-нибудь вроде:
- А почему вы задаете мне этот вопрос?
- Зачем вам, чтобы у меня был муж или дети?
- Я не делюсь своей интимной жизнью.
Самым прямым был бы ответ "Это не ваше дело", но он считается грубым. А влезать в чужую личную жизнь не грубо? Это нормально, да?
Более вежливые варианты:
- Это только мое дело.
- Это касается только меня.
- Я сама решу этот вопрос.
- Я не готова (сейчас) обсуждать эту тему.
И все равно, даже если ответить так, люди обидятся.
А про ребенка скажут: он плохо воспитан.
А про взрослого: ну и грубиянка.
И этот дисбаланс очень меня огорчает.
Складывается такое впечатление, что некоторым людям сложно заметить кого-то еще, кроме себя. Словно они делают что-то, чтобы как-то выглядеть в собственных глазах, но не способны увидеть рядом с собой другого человека, обладающего своими потребностями, желаниями и мыслями.
Начальница, расспрашивающая девочку, может казаться себе общительной, милой, доброй.
Бабушка, спешащая заключить внучку в объятия, может ощущать себя любящей и внимательной, но если девочка уворачивается от нее и сопротивляется, ее назовут холодной, эгоистичной, невоспитанной.
Тетушка, подарившая племяннице юбку, хотя та носит только брюки, может считать, что проявляет заботу.
Если я задаю кому-то вопросы, а он не хочет отвечать, может быть, уважением было бы оставить его в покое? Дать ему привыкнуть, осмотреться, закончить свои дела?
Я бы задумалась, почему человек, которого я так люблю, не отвечает мне взаимностью? Может, это не холодность и эгоизм, а право отстаивать свои границы? Право распоряжаться своим телом, не вступать в физический контакт с тем, кто неприятен или не близок?
Если бы я давно не общалась с человеком, я бы спросила, что ты хочешь в подарок? Что ты любишь?
Люди считают себя вправе вмешиваться в чужую жизнь, оценивать ее, критиковать и осуждать тех, кто ставит им границы. И ждут в ответ на свою "заботу", "любовь" и "внимание" благодарности.
А люди, в чьи границы вламываются, ощущают смущение, злость, растерянность. И протест в ответ на необоснованные ожидания. И если не готовы разыгрывать признательность или доброжелательность, то вину или стыд за свою "невоспитанность".
Даже замкнутые люди могут открыться и поделиться чем-то своим, если к ним проявить ненавязчивый интерес, уважение и терпение. А истинная забота, любовь и внимание вызывают в ответ тепло, радость, благодарность, желание ответить взаимностью.