Грунты

Mar 18, 2017 23:23

Красочный слой очень редко наносился непосредственно на основу. На дерево, металл, картон, холст обычно наносили грунт - промежуточный слой, призванный обеспечить прочную связь основы и живописи, создать необходимую фактуру и цветовой тон.



Клеевые грунты

Наиболее древние, применялись в основном для грунтовки досок и предназначались под живопись клеевыми и темперными красками. В Италии в качестве наполнителя применяли гипс, а в России и странах северной Европы в основном мел. Грунтам этого вида присущи простота в приготовлении, хорошая связь с основой и красочным слоем, быстрое просыхание на нем красок.
Клеевые грунты почти не меняют своих цветовых характеристик, последующая их окраска может происходить из-за проникновения в грунт связующего из красок, растворителей и лаков.
Применение клеевых грунтов в живописи масляными красками требует некоторых навыков, по-скольку они относятся к типу «тянущих», способных впитывать связующее из краски, вследствие чего она становится матовой и местами может «проседать», то есть темнеть или приобретать белесость. Неравномерность прожухания происходит вследствие различной малоемкости масляных красок или сильного разжижения разбавителем некоторых из них.
По своим механическим свойствам клеевые грунты жестки, обладают сильным поверхностным стяжением, кроме казеинового, который по высыхании покрывается сеткой мелких трещин. В случае недостатка клея эти грунты мелят и пачкают; при избытке - трескаются (особенно на холсте) и дают жесткий кракелюр с приподнятыми краями.

Если найти правильное соотношение клея и наполнителя, можно избежать негативных последствий и создать грунт достаточно прочный и не влияющий на первоначальную тональность авторской живописи. Лучшим клеем в этом случае, не создающим дополнительных напряжений, явится казеиновый.

После первой проклейки (на 1 м2 берется 40 г сухого рыбьего клея или желатина и 1 л воды) производится основная обработка холста; срезаются лезвием узелки, шлифуется пемзой или наждачной бумагой лицевая поверхность холста. В случае необходимости обработка холста может производиться и после грунтовки.
Затем приготовляется грунт. В раствор клея (40 г сухого клея на 1 л воды) вводится и тщательно размешивается 400 г просеянного мела и 400 г сухих цинковых белил, затем раствор процеживается и добавляется 10 капель глицерина.
Грунт наносится в три слоя щеткой или флейцем, каждый новый слой по мере просыхания предыдущего.
Клеевой грунт может служить как основа под темперную живопись, под полумасляный грунт и для корпусной масляной живописи.

Грунты для жестких основ (левкас).
Наносятся на твердую основу, например, ДСП, которую нужно вначале покрыть со всех сторон горячей олифой. По ее высыхании казеиновым или рыбьим клеем наклеивается материя - паволока, на ту сторону, куда будет наноситься грунт.
В качестве наполнителя используется гипс или мел. На 100 г клеевого раствора (150 г сухого рыбьего клея на 1 л воды) приходится 200 г просеянного гипса или мела. Компоненты тщательно размешиваются до консистенции сметаны с добавлением 1-8 капель глицерина.
Грунт наносится резиновым шпателем в пять-шесть слоев последовательно после просушки каждого из слоев. Последний слой обрабатывается тампоном теплой водой, шлифуется лезвием или по сухому наждачной шкуркой «нулевкой».
Грунт можно нанести на оргалит, но в этом случае основа должна быть закреплена на подрамнике; гладкая его сторона перед нанесением грунта тщательно зачищается шкуркой.

В качестве клеевого грунта можно использовать казеиновый. После проклейки в один слой (1 весовая часть казеина в порошке, 10 весовых частей воды, 0,4 части 25% раствора нашатырного спирта), накладываются три слоя собственно грунта, состоящего из 1 весовой части казеина, 10 частей воды, 0,4 части нашатырного спирта, 2,5 части цинковых белил, 2,5 части мела. Этот грунт по его применению аналогичен предыдущим клеевым.
Оба типа этих грунтов можно использовать для темперной и масляной живописи, и их комбинаций (подмалевок темперой - завершение маслом).

Эмульсионный грунт

Один из самых распространенных видов грунта. По своим качествам грунты этого типа должны были бы соединять достоинства клеевых и масляных грунтов, но, к сожалению, как показала практика, соединили недостатки тех и других.
Эмульсионный грунт сложен по своему составу. В него входят такие компоненты, как масло и клей, имеющие разное время затвердевания. Требуется большая осторожность и понимание свойств материалов, составляющих грунтовочную массу, для получения грунта высокого качества. Например, В. К. Бялыницкий-Бируля выдерживал загрунтованный холст в течение года, считая, что чем дольше он выдержит его, тем лучше.

Проклейка осуществляется (40 г рыбьего клея на 1 л воды) в два слоя. Затем готовится клей для грунта (на 1 м 2 поверхности 25 г клея рыбьего и 120 г воды). Сваренный и процеженный клей вливается и перемешивается с 38 г олифы или льняного масла. Одновременно в 375 г воды разводится 75 г. просеянного мела и 75 г цинковых белил.
В готовую клеевую эмульсию вливается раствор мела с белилами и размешивается. Грунт должен представлять собой однородную массу, которая наносится щеткой или флейцем в два-три слоя в зависимости от фактуры холста.
Предназначен для работы масляными красками; перед работой должен быть хорошо просушен.

Полумасляные грунты

Состоят из клеевого грунта с небольшими добавками масла и завершающего слоя масляной краски. Очевидно, этот тип грунта под масляную живопись был самым распространенным с начала ее возникновения: наносимый на поверхность основы грунт на клеевом связующем позволял выравнивать поверхность в той степени, в какой это необходимо художнику, а тонкий слой масляной краски давал требуемый цвет и тон грунту и предохранял его от прожуханий, то есть впитывания связующего из краски.
Для приготовления полумасляного грунта можно использовать любой из приведенных клеевых грунтов, а также синтетический. На этот грунт наносят кистью масляную краску необходимого тона (смесь краски с белилами) или чистые белила.
Для удобства нанесения краску можно разбавить скипидаром, а для более быстрого просыхания добавить немного акрил-фисташкового лака. Для грунтовки 1 м2 уходит примерно один тюбик белил.

Масляные грунты

В отличие от полумасляных масляный грунт наносится прямо на проклеенный холст. Эти грунты дольше сохнут, в отличие от полумасляных Чтобы улучшить сцепление грунта с основой, можно перед проклейкой холста добавить в клей немного просеянного мела, а в грунт ввести в небольшом количестве акрил-фисташковый или масляный лак. Готовится масляный грунт, как и полумасляный, только краску здесь можно наносить как кистью, так и шпателем. В последнем случае для получения более густой краски в нее можно добавить сухого пигмента и стереть с ним краску до получения однородной массы. Для работы лучше пользоваться резиновым шпателем. Хороший масляный грунт имеет матовую, не жирную поверхность. Нанесенная капля масла, если растереть ее пальцем, не скатывается в капли, а смачивает поверхность.

Синтетические грунты

Получили широкое распространение в наше время. Вначале они использовались в качестве грунтов под живопись темперными водоэмульсионными красками. В 1960 году в лаборатории техники и технологии живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина под руководством профессора М. М. Девятова были разработаны рецептура и метод грунтовки холстов с применением синтетических материалов для масляной живописи. Простота изготовления, хорошая адгезия (сцепление краски с грунтом), высокая эластичность, отсутствие активных поверхностных натяжений - вот те положительные качества, которые привлекают к нему внимание художников.
Легкое прожухание после первой прописки - характерная черта впитывающих грунтов.

Синтетический грунт для жестких основ.

На 1 м2 площади доски берется 100 г ПВА, 150 г воды, 75 г белил, 75 г просеянного мела. Эмульсия ПВА поступает потребителю, как правило, пластифицированной дибутилфталатом. В противном случае необходимо добавить дибутилфталата самостоятельно: на 1 л эмульсии - 100 г.
Грунт наносится резиновым шпателем в 15- 16 слоев, каждый новый по высохшему предыдущему. Последний слой обрабатывается небольшими участками тампоном с теплой водой и шлифуется лезвием или по сухому наждачной шкуркой «нулевкой».

Грунт для живописи на холсте.

Сначала производят проклейку раствором рыбьего, пищевого клея или технического желатина (4 г клея на 100 г воды). Затем следует вторая проклейка холста синтетическим клеем (1 объем ПВА на 2 объема воды).
Грунт состоит из эмульсии ПВА, белил цинковых, строительного просеянного мела и воды в следующей пропорции: на 1 м2 - 40 г ПВА, 140 г воды; 40 г цинковых белил и 40 г мела. Раствор процеживается через марлю и наносится щеткой или шпателем в два-три слоя в зависимости от фактуры холста.
Грунтованные холсты фабричного изготовления
Холсты, покрытые эмульсионным и синтетическим грунтом, можно приобрести в магазинах. В продаже имеется также картон, грунтованный эмульсионным составом.

артблог

Previous post Next post
Up