Правительство Москвы упразднило педвуз

Jul 26, 2012 13:14

Считается, что молодёжь не хочет идти в учителя, профессия непопулярная и непрестижная. Педагогические вузы не пользуются у абитуриентов спросом, а выпускники не устраиваются по специальности. Но люди знающие утверждают, что всё это мифы. Развеять их берётся ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Александр Кутузов.



Александр Кутузов: «Если при объединении с классическим университетом не теряется педагогическая составляющая - а риск такой есть, - тогда в этом нет ничего страшного»
Почему было принято решение объединить ваш вуз с Московским гуманитарным педагогическим институтом (МГПИ)?

- Объяснение простое: правительство Москвы, наш учредитель, решило объединить усилия двух вузов, чтобы создать в городе современный конкурентоспособный университет. Объединение не вызвало, да и не могло вызвать катастрофических потрясений. Коллективы поддержали эту инициативу. Все поняли, что современные условия жизни требуют концентрации усилий - административных, интеллектуальных, финансовых. Наши вузы во многом родственные - и по направлениям подготовки, и по идеологии. Это не осинка с апельсинкой, не технический с художественно-графическим. Сейчас МГПИ завершает свою деятельность, до 1 сентября он перестанет существовать как юридическое лицо.



Одна из задач объединения вузов - оптимизация. Вы планируете сократить, например, административный персонал?

- Само по себе объединение этого не предполагает. Надо сначала разобраться, есть ли необходимость в увольнениях. Не исключено, что под новые задачи понадобится расширять коллектив. Мы хотим создать новый педагогический комплекс города Москвы. Собираемся развивать систему непрерывного образования: появится школа как структурное подразделение, будут детские сады, уже есть колледжи. Откроются профильные классы, связанные с университетом. Созданная модель будет влиять на всю систему образования Москвы. Своим опытом готовы делиться с регионами, если им это будет интересно.

У Парижа образовательной иконой считается Сорбонна, в России - МГУ. Мы хотим, чтобы в Москве такую же роль играл МГПУ.

После объединения вуз превратился в один из самых крупных педагогических центров страны. У нас учится около 24 тысяч студентов. У нашего университета не только педагогические направления подготовки, но и широкий круг специальностей, которые охватывают основные стороны жизни мегаполиса - экономическую, юридическую, социальную. Соотношение педагоги/непедагоги примерно 50 на 50. В этом году планируем набрать около трёх тысяч. Стал расти конкурс на прикладную математику, информатику, химию и биологию - педагогический и классический бакалавриат. Безумные перекосы, которые наблюдались 5-7 лет назад, сейчас потихоньку выравниваются. Уже далеко не все стремятся стать экономистами и юристами, потому что понимают: работу будет найти непросто.

Насколько востребованы ваши выпускники? Учителя устраиваются по специальности?

- Когда открывался наш педагогический университет - в 1995 году - в городе было свыше пяти тысяч вакансий школьных учителей. На сегодняшний день на образовательном рынке Москвы такого количества вакансий нет. Но воспроизводство кадров по-прежнему актуально. На протяжении последних пяти лет и в МГПУ и в МГПИ около 70% выпускников устраивались в школы. Многочисленные разговоры о трудоустройстве 12-20% выпускников по специальности - от лукавого. Сегодня учитель - востребованная профессия, которая хорошо оплачивается и даёт личностное удовлетворение.

Средняя зарплата учителей в Москве будет доведена в сентябре до 60 тысяч рублей. Молодые специалисты могут рассчитывать примерно на 30-35.

Ведь проблема не только в нежелании молодёжи работать в школе, но и в том, что для неё там часто нет мест - учителя пенсионного возраста не хотят уходить.

- Да, это правда. Университет уже предложил несколько вариантов решения проблемы. Например, за счёт введения должности наставника учителей, дополнительных ставок методистов. Мы сейчас открываем школу полного дня, где после обеда будут работать наши студенты. Уже 12 лет практикуем педагогическую стажировку в течение целого учебного года для пятикурсников.

Как относятся директора школ к тому, что к ним теперь приходят устраиваться учителя-бакалавры. Не воспринимают их как недоученных специалистов?

- Конечно, сильные школы стараются принимать магистров. Правительство Москвы сейчас запускает пилотный проект по развитию интернатур. То есть бакалавр идёт в школу, но ещё в течение года учится в интернатуре, что повышает его профессиональные возможности.

С бакалаврами, действительно, пока есть проблемы. Многие не понимают, что это не уровень профессиональной подготовки, а уровень образования со специализацией в определённой области. Я думаю, что со временем Москва придёт к тому, что в школах в основном будут работать магистры. Поэтому наш университет ориентируется на расширение магистерской подготовки. Со временем, возможно, по некоторым направлениям подготовки будем обучать только магистров.

Вы хотите стать конкурентоспособным университетом. В Москве огромное количество вузов. Кого считаете своим основным соперником?

- Конкуренция предполагает не столько соперничество, сколько определение тех ниш, которые мы можем занять благодаря своим силам. В первую очередь это федеральные педагогические вузы, которые работают в Москве. С точки зрения влияния на социальное пространство это Высшая школа экономики. По языкам - Лингвистический университет, Институт стран Азии и Африки. Мы готовим специалистов по японскому и китайскому языкам. Вуз координирует совместную программу образования Москвы и Пекина. Ставим перед собой задачу - в ближайшие пять лет войти в Шанхайский рейтинг вузов. Конечно, не в первую сотню. Для начала надо туда просто попасть. У вуза тесные связи с Китаем, Европой. Мы проводим много исследований, участвуем в федеральных программах. Чтобы вуз был конкурентоспособен, он должен работать в открытом пространстве. Одна из проблем высшего образования, не только педагогического, заключается в том, что вузы работают по старому корпоративному принципу. Вуз - вещь в себе, поэтому трудно налаживаются связи с работодателями, с другими университетами. Мы пытаемся уйти от такой практики.

С сентября этого года собираемся наладить систему обмена профессурой, причём не только с зарубежными университетами, но и между российскими. Сильные преподаватели в России есть, просто о них плохо знают в профессиональном сообществе. Надо запустить такую «карусель»: наши сотрудники поедут в Томск, Новосибирск, Иркутск, их приедут к нам. Преподавателям будет полезно, а студентам интересно. Ни одному вузу не запрещается заключать трудовые договоры с тем или иным профессором для чтения лекций. А лекции могут вычитываться модульно за неделю-две. Я хочу, чтобы в каждом из наших институтов была налажена программа обмена. Иначе кафедры будут замыкаться в себе. Чтобы это была постоянная практика, а не так, что приехал к нам кто-то раз в год и всё. Это не система. Если кафедра будет находиться постоянно в поиске партнёров, приглашать к себе, тогда и её сотрудников будут знать. Вуз станет открытым.

Как в целом вы оцениваете уровень педагогического образования в России? Некоторое время назад активно обсуждалась идея объединения педагогических вузов с классическими. Что вы об этом думаете?

- Существует масса мифов, связанных с педагогическим образованием. Один из главных - что молодёжь не хочет идти работать в школу. Это не так. Что касается качества подготовки, то это чрезвычайно трудный вопрос. Ещё никто не доказал, что количество выпускников классических университетов преобладает в школах над количеством педагогических. В классических университетах готовят исследователей. Филолог-исследователь и филолог-учитель - это две разные профессии. Вопрос слияния - не математический и даже не управленческий, а сущностный. Если при объединении с классическим университетом не теряется педагогическая составляющая - а риск такой есть, - тогда в этом нет ничего страшного. Прежде чем принять такое решение, надо тщательно взвесить все «за» и «против». С политикой Министерства образования и науки можно согласиться в том плане, что в стране переизбыток вузов, которые вузами называются условно. В большинстве из них обучается меньше трёх тысяч студентов. А это значит, что возможности привлечь сильную профессуру ограничены, создать хорошую материальную базу тоже нельзя. Такие учебные заведения просто-напросто неконкурентоспособны.

Σ Муравьёва Марина

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=48007

образование, вуз, реформы

Previous post Next post
Up