В офисе Х5 Retail Group есть магазин для сотрудников с необычным названием "Пепяка". Чудное имечко сложено из первых слогов названий всех трех сетей компании: "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель". Этот небольшой магазинчик в 200 кв. м должен, по крайней мере на три месяца, стать самым дорогим и революционным в мировом ритейле. Проект по созданию подобных точек уже получил громкое название - "Магазин будущего". В этих магазинах не предполагается наличие кассиров, обслуживание будет проводиться автоматически, магазинная полка сама станет сигнализировать, какого товара на ней не хватает, и проводить инвентаризацию, а водить покупателя по торговому залу призвана "умная" тележка. Такие технологии должны появиться в "Пепяке" в конце 2012 г. Однако уже сейчас рядом с магазином установили стенд с опытным оборудованием, демонстрирующим перспективы "Пепяки". В 2013 г. технологии планируется использовать по-настоящему - компания обещает запустить коммерческий "магазин будущего".
Роботы в ритейле
"Вы приходите в магазин, выбираете товар, его пробивает кассир. Соответственно, проходит время, пока кассир найдет штрихкод на каждом товаре и считает его. Часто происходит так, что штрихкод не считывается, его приходится вводить вручную. Более того, существуют и ошибки, и даже злой умысел - потери на кассах есть. Это всем известно, - рассказывает Ольга Караева, гендиректор "Магазина будущего". - В нашем случае каждый товар снабжен специальной меткой, и все товары в корзинке автоматически считываются". Считываются они аппаратом, немного напоминающим кассу. В этот аппарат опускают корзинку, при этом выкладывать каждый товар не нужно, данные с меток считываются автоматически, несмотря на то, что товары в корзинке лежат в беспорядке. Данные о том, сколько и за что нужно заплатить в терминале, появляются на карте лояльности клиента. Далее в "магазине будущего" стоит информационный киоск, в котором данные о покупке можно проверить. И следующий этап покупки в таком магазине - это терминал, всунув в который карту лояльности можно оплатить приобретенное самыми разными способами.
На демонстрации без проблем действовали лишь автоматическая касса и информационный киоск, терминал же категорически отказывался работать по "технологиям будущего" - принимать оплату с мобильного телефона, в который встроена карточка NFS, прося "дождаться сотрудника".
Основа всего в таком магазине - метка на товаре, созданная по технологии RFID, это что-то типа "умного" штрихкода. Только на метку, в отличие от обычного штрихкода, можно записать различный объем информации, в том числе цену. Сейчас она лишь наклеена на упаковку товара, и каждый желающий может легко оторвать ее, но впоследствии процесс маркировки должен перейти на сторону поставщика - "чип" будет вделан более основательно. От воровства в магазине без кассиров должна спасать и идентификация покупателя, ведь, чтобы пользоваться автоматическими устройствами, придется оформлять специальную карточку и предъявлять паспорт. Причем "лояльному" покупателю может быть доверена и так называемая умная тележка. Если покупателю нужен, к примеру, картофельный крахмал, а он не знает, на какой полке его искать, он введет на дисплее тележки название товара, тележка сама определит местонахождение человека и доведет его до нужного товара. Такие тележки уже используются в Азии, в частности в Южной Корее, однако у Х5 пока нет понимания, как эксплуатировать этот сервис в коммерческих целях в России - тележка-навигатор стоит денег, и давать ее кому попало опасно. Вероятно, чтобы пользоваться услугой, клиенту придется оставлять залог.
Цена метки
Метка RFID призвана выполнять еще одну функцию: она сигнализирует о наличии товара на полке и сообщает о сроках годности. На полке должно стоять не менее 25% от нормативного количества какой-то определенной позиции товара. Если товара нет в наличии, полка сигнализирует об этом менеджеру магазина. Менеджер, не выходя в зал, будет знать, сколько и какого товара нужно вынести и расставить в зале и на какую полку. "Эффективность работы персонала будет выше", - утверждает Ольга Караева. То есть сокращается штат кассиров, сотрудников, занятых на выкладке товара, а "умные" карточки лояльности позволяют делать каждому покупателю персонифицированные предложения о новинках и т.д.
Работать по-новому "Пепяка" будет три месяца, что позволит протестировать технологии в действии. По планам, первый коммерческий "Магазин будущего" должен появиться уже в 2013 г.
"Метки RFID используются в одежном ритейле, при продаже бытовой техники, в обувном ритейле, - рассказывает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании "Магазин магазинов" в ассоциации с CBRE. - Технология достаточно дорогая и применяется в товарах с высокой добавленной стоимостью. На некоторых китайских фабриках в Китае такие метки вшиваются в одежду". Wal-Mart и Metro исследуют подобные проекты, однако используют метки лишь на складах, оснащая ими палетты с товаром. Помещать их на продукты питания оказалось слишком дорого. "Сначала производство метки нужно удешевить - одна метка стоит 5-7 центов, а нужно, чтобы она стоила полтора цента, чтобы ее введение не влияло на цену товара", - отмечает Андрей Васюткин.
Кроме того, технология достаточно сложная и пока несовершенная, различные группы товаров нужно маркировать разными метками, некоторые из них не подходят, например, для колбасы, другие - для изделий из железа.
Метка не будет работать, если к ней приложить фольгу, то есть, если крышка от йогурта случайно закроет метку на бутылке вина, покупатель заплатит лишь за йогурт, а вино достанется ему бесплатно. Автоматическая касса еще не умеет "пробивать" крупногабаритный товар - он просто не помещается в отверстие для корзинки. "Многие технологические вопросы еще не решены", - констатирует Андрей Васюткин. Экономика проекта Х5 пока абсолютно не ясна, не известно, сколько будут стоить метки, которые только учится производить "Ситроникс".
Пробей себя сам
"На Западе, например в Швеции, Франции, Канаде, США, уже сейчас внедрена система самообслуживания, когда люди самостоятельно сканируют купленные товары. А кассир-контролер обслуживает 5-6 касс и помогает покупателям", - отмечает Валерий Тараканов, генеральный директор ООО "Экспресс Ритейл". Такой опыт в России внедрил "Ашан" в сети магазинов "Радуга", которые открыты пока в Калуге и Пензе. Здесь часть касс работает без кассиров, клиентам на кассе предлагают самообслуживание. Правда, игроки рынка утверждают, что охранников "Радуге" пришлось поставить больше, чем обычно, и есть ли у сети выгоды от экономии на кассирах, не совсем понятно. "Безусловно, ввиду национальной специфики запустить такой формат магазинов в России будет сложно. Невысокая приспособляемость к технологическим новшествам у людей среднего и пожилого возраста и банальная лень покупателя (пробивать товары нужно самому) могут помешать развитию таких форм торговли", - считает Виктор Кривохижа, управляющий партнер трейд-маркетинговой компании NMT. "Технические новшества хорошо воспринимают молодые люди, а покупатель среднего возраста любит общение. Общение с персоналом дает лояльность магазину. Основной покупатель в России - это женщина средних лет, она покупает продукты на всю семью, такой покупатель с сомнением относится к технологическим новшествам", - говорит Илона Лепп, директор по развитию бизнеса Nielsen в Северо-Восточной Европе.
Андрей Васюткин полагает, что технологии самообслуживания, внедряемые Х5, будут развиваться, но не в перспективе 3-5 ближайших лет. "Естественно, что технологии самообслуживания внедряют в Европе. Ведь рабочая сила здесь дорогая", - поясняет Илона Лепп. В России же розница использует дешевый труд мигрантов, что пока оказывается выгоднее. Как заметили в "Азбуке вкуса", история с "магазинами будущего" Х5 пока больше смахивает на PR. К тому же на практике может быть применена какая-то одна из составляющих проекта. Например, Metro в своем экспериментальном магазине в Германии использует метки RFID на полке с мясными полуфабрикатами, метки сигнализируют, каких мясных изделий не хватает. Теоретически такие технологии могли бы со временем применяться в премиум-рознице.
Впрочем, в европейской и азиатской практике идеи для российского "магазина будущего" можно черпать бесконечно. Например, в магазине "Metro - Real" под Дюссельдорфом удалось в два раза увеличить продажи вина благодаря нехитрому автомату для дегустаций. В информационном киоске покупатель получает карточку, и по карточке может попробовать 5-6 вин. Это оказалось выгодно, так как обычно человек берет всего одну бутылку вина одного вида, а попробовав, часто покупает две.
В Лондоне в ТЦ Westfield установлен автомат "Биометрик", сканирующий тело человека, показывающий его 3D-изображение и помогающий определить размер. Уже давно витает в воздухе идея виртуальных примерочных, которой интересуются интернет-магазины. Виртуальные примерочные позволяют примерять наряд не надевая его. В прошлом году в Москве Topshop на четыре дня установил "зеркало", в котором на фигуру человека "накладывалось" 3D-изображение одежды. Однако технологии пока несовершенны.
По мнению Андрея Васюткина, трендов, по которым станет развиваться розничная торговля в будущем, несколько: это и оптимизация издержек (внедрение новых форм самообслуживания в магазинах, метки RFID и т.д.), и развитие торговли в социальных сетях (вплоть до продажи товаров в самой соцсети), и объединение онлайн- и офлайн-торговли. В отношении последнего очень интересен опыт мирового гиганта - сети Tesco. Ей никак не удавалось стать лидером на корейском рынке. Однако компания учла, что корейцы очень трудолюбивый и занятой народ, закупающий продукты в вечной спешке. Tesco умудрилась сделать магазином обычную станцию метро. На стенах станции были "смонтированы" виртуальные полки магазина. Покупатель, ожидая поезд, сканирует при помощи телефона коды нужных продуктов, оплачивает покупку через Интернет, и товар доставляется ему домой после работы. Таким образом Tesco удалось серьезно нарастить продажи.
"Можно с уверенностью говорить, что отечественный ритейл по уровню использования инноваций уступает западному опыту. Новации практически не касаются самих потребителей. Но наш потребитель в массе своей пока еще не готов к инновациям, его устраивает существующая система обслуживания. В Европе и США внедрение технологий в ритейле происходит на постоянной основе. В России были прецеденты достаточно резкого внедрения технологий, которые, однако, не нашли должного применения, - рассуждает Димитар Пешев, гендиректор ООО "Билла". - Во многом российский рынок автоматизации розничной торговли попросту имитирует западные решения, но с отставанием в несколько лет. Стандартные магазины, которые у нас сегодня существуют, еще останутся к 2015-2020 гг., поскольку не все люди за это время переучатся или будут готовы осуществлять покупки инновационными способами".
Между тем с точки зрения развития симбиоза интернет-торговли с обычным магазином Россию все-таки ожидают сдвиги. "Ашан" уже подыскивает помещения для внедрения своей относительно новой концепции, развиваемой им во Франции. Он планирует открывать в черте города небольшие магазины-склады, которые станут работать по типу "МакАвто". Только заказ надо будет сделать заранее при помощи Интернета. "О создании своих интернет-магазинов думают многие ритейлеры. Это вполне объяснимо, к этому их толкает, в частности, дефицит торговых площадей", - подчеркивает Илона Лепп.
http://solutions.rusnano.com/SitePages/NewsItem.aspx?objectId=f1bac883-9887-e111-b93d-0017a477183a&type=1