Оригинал взят у
aslan в
Как собирают моторы для MercedesСовсем недавно мне удалось побывать на Ярославском моторном заводе (он же Автодизель), где наблюдал запуск в производство двигателя Mercedes-Benz OM646 (2,2 л.), предназначенный для автобуса Mercedes-Benz Sprinter Classic, который собирают в Нижнем Новгороде. На подобном заводе я еще не был, потому было интересно понаблюдать за процессом.
Сегодня в
kak_eto_sdelano репортаж о том, как делают немецкие моторы.
Примерно так выглядит этот самый автобус, сердце которого собирают в Ярославле. Скоро такие (ну, почти такие) будут будут катать москвичей и гостей столицы по улицам белокаменной. (фото не мое)
Завод ЯМЗ, на котором собирают моторы входит в группу ГАЗ. Здесь собирают также моторы для многих других видов транспорта.
Когда мы вошли в цеха завода, нас сразу проинструктировали не снимать основное производство (не было разрешения), потому довольствовался кадрами этих баннеров с ассортиментом техники, для которой заводы ГАЗа, в том числе и ЯМЗ делает моторы.
Честно скажу - я был в шоке, не знал, что один концерн делает моторы для такого огромного количества разнообразной техники: от строительной техники до военной и даже для поездов! Кстати, нашел на картинках бульдозер, о сборке которых делал пару лет назад репортаж -
http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/110014.html Но я отвлекся. Предыдущую модификацию мотора начали производить около 15 лет назад, но в конце 2008 года в силу вступили нормы Евро‑5, и "мерседес" начал производить нынешнюю модификацию для европейских машин. На российских же мерседесах этот турбодизель сохранился, в 2013‑м его начали собирать на ЯМЗ, а сейчас стали собирать модернизированный мотор.
Основа осталась та же - чугунный блок с толстыми стенками между цилиндрами, прежней осталась степень сжатия, надежность та же. Внешне мотор трудно отличить от прежней версии Евро‑4.
Изменения коснулись другого - появились новый электронный блок управления, более производительная система охлаждения, доработанный нейтрализатор и сажевый фильтр. Конструктив топливной системы не меняли, но форсунки теперь делают дополнительное число впрысков (теперь их девять) за цикл для более эффективного сгорания топливной смеси - благодаря этому мотор стал работать менее жестко и снизилась токсичность отработавших газов.
Так выглядит цех сборки немецких моторов.
Окислительный нейтрализатор (обезвреживает СО и СН) и сажевый фильтр (задерживает твердые частицы) объединили в одном корпусе. Их более плотная начинка довела очистку выхлопа до необходимых норм. Весь пакет доработок двигателя исключительно российский, в других странах таких моторов не будет.
Мощность турбодизеля прежняя - 109 л.с., предельный крутящий момент тот же - 280 Н·м, но теперь его полка шире и пик доступен на более низких оборотах. Изменения в конструкции были максимально выверены, с тем чтобы сохранить всю производственную цепочку: переход на Евро‑5 не повысил стоимость мотора.
Перевозчики давно просили более мощный мотор, и наконец-то их услышали: благодаря увеличению площади интеркулера и перепрошивке блока управления, топовая версия этого турбодизеля выдает 136 л.с. и 320 л.с. За Sprinter с дополнительными лошадиными силами придется доплатить 50 тыс. рублей.
В обозримом будущем на базе ЯМЗ немцы планируют организовать промышленный ремонт этих турбодизелей. Пока спрос невелик, а потому двигатели отвозят на восстановление в Германию, но российский персонал набивает руку, разбирая агрегаты и проводя их дефектовку.
Все комплектующие двигателя OM646 - импортные, как и оборудование на производственной линии (преимущественно немецкое). На ЯМЗ осуществляют лишь обработку компонентов (например, хонингование цилиндров), их монтаж и выходной контроль собранного мотора. Качество российских комплектующих и производственного оснащения пока не отвечает требованиям немцев. Производитель не раскрывает процент локализации при изготовлении двигателя на ЯМЗ. А степень локализации Спринтеров составляет 40%.
Монтаж всех компонентов на сборочной линии, проверка герметичности - все процессы являются унифицированными концерном Daimler AG и прописаны в действующих по всему миру регламентах и рекомендациях, а также предписаниях для проведения испытаний и контроля качества.
Для окончательной сборки мотора нужно несколько штрихов.
Осталось прикрутить головку блока цилиндров и почти готово, так по крайней мере кажется со стороны.
Оборудование, как было сказано выше - немецкого производства.
Распредвал, его вытачивают в этом же цехе, чуть дальше.
Деталь называется толкатель клапана - она передает момент от эксцентрика распредвала на клапан цилиндра.
Большая часть сборки происходит при помощи различных автоматов и роботов.
Сборка автоматизирована по максимуму.
Чистота рабочего места - залог немецкого качества.
Но вот мотор уже собран, и он поступает на свою первую проверку.
К нему присоединяют различные провода и датчики и проверяют на компьютере.
Так выглядит почти собранный мотор без датчиков, ему осталось побывать у последнего мастера.
Нужно прикрутить кое-какие детали гайковертом и все готово.
Собранные моторы складируют здесь.
После предварительных испытаний они должны пройти проверку на испытательном стенде ("горячий тест") на функциональность, производительность и расход топлива. После чего отправятся в Нижний Новгород.
Как я говорил, чуть далее в цеху находятся станки для обработки распредвалов.
При подготовке поста использовались материалы из журнала "За рулем".
Спасибо всем, кто дочитал до конца и представителям "Mercedes-Benz Russia" за приглашение на производство.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта
http://ikaketosdelano.ru Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!