Они строили, строили, и, наконец, построили! Команда инженеров-энтузиастов собирается запустить на околоземную орбиту первый в России спутник, созданный методом краудфандинга. Причём это можно сказать как о финансировании проекта, так и о непосредственном его исполнении: проектировали и строили спутник самые разные люди от студентов до инженеров-любителей. Старт спутника запланирован на середину июля 2016 года. Его выведет на орбиту ракета-носитель «Роскосмоса» в рамках запуска космического аппарата "Канопус-В-ИК".
Создатели спутника уверяют, что
«Маяк» на какое-то время станет самой яркой звездой на небосклоне, которую можно будет увидеть с любой точки Земли.
О том, как это будет реализовано и какие перспективы у развития космонавтики, STRF.ru рассказал руководитель проекта, руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» Университета Машиностроения (МАМИ)
Александр Шаенко.
Александр Шаенко, руководитель проекта «Маяк»
Запуск «Маяка» совсем скоро, на
официальном сайте проекта даже запущен обратный отсчёт. Спутник уже готов, или надо что-то доделать?
По договору с «Роскосмосом» 31 января, в воскресенье, мы отправили им финальную модель нашего спутника. Начинается изготовление летного аппарата, который полетит летом в космос. Потом, в марте, пройдём испытания
по списку, и в апреле сдадим на сборку аппарат с ракетой.
На основе данных, полученных в ходе стратосферных испытаний, мы изготавливаем летный вариант спутника. Например, твёрдые элементы сделаны из пластика, который в космосе ненадёжен, поэтому их нужно заменить аналогами из других материалов.
Насколько мне известно, «Маяк» - это студенческий проект. Расскажите, пожалуйста, подробнее о команде его создателей.
Надо сказать, что команда менялась по ходу пьесы. Начинали мы с одними ребятами, потом приходили новые, а старый состав помогал перенимать опыт. За всё время работы, наверное, человек 20 прошло через «Маяк».
Сегодня команда проекта - это совершенно разные люди (и один зверь)
Сейчас команда - это 10 участников, самые разные люди, это не только студенческий проект. Были и выпускники вузов, которые уже работали в разных местах. Наш проект никем не оплачивается, мы работаем на энтузиазме, и на мой взгляд,
у человека есть какой-то запас энтузиазма, который он вырабатывает.
Если человек работает интенсивно, то этот запас у него расходуется быстрее. Это совершенно естественный процесс. Ребята перегорели, передали свой опыт новым и ушли на новую работу. А те, кто следовал за ними, поднял «упавшее знамя» и понёс его дальше, образно выражаясь.
В команде сегодня есть и студенты, даже первокурсники. Я был, честно говоря, удивлён: помню себя первокурсником, я тогда ничего полезного, наверное, не мог делать! Но в этом году нашлись два человека, которые при некоторой помощи смогли взять на себя часть работ по испытаниям. Причём они даже во время сессии, от которой они, естественно, не освобождаются, ездили на испытания и писали по ним отчёты.
Есть и взрослые - мои ровесники, которые работают инженерами в смежных областях. Парень-электронщик например, в «реальной жизни» он делает радиолокационные станции, по-моему. Были девчонки, которые занимались пиаром. Словом, каждый заинтересованный человек может внести лепту.
На околоземной орбите уже обращается очень много спутников. В чём отличие «Маяка»?
У нас спутник, в первую очередь, предназначен для того, чтобы изменить отношение людей к космонавтике. Мы хотим показать, что космонавтика стала не такой закрытой, не такой сложной, как раньше. И этим спутником, сделанным руками энтузиастов - условно говоря, «в гараже», мы говорим: ребята, если у вас есть желание этим заниматься, давайте! Это несложно!
Руководитель отдела психологической разгрузки пёс Квазар следит за работой
Странно слышать, что интерес к космосу так сильно нуждается в подогреве. Вроде бы, в космос мы летаем, космонавты у нас на орбите есть, мимо Плутона недавно пролетел исследовательский аппарат. Но самые большие достижения совершаются не сейчас. И полёт Гагарина, и высадка Нила Армстронга на Луне, случилось очень-очень давно, на памяти наших дедушек и бабушек.
С тех пор ничего такого же значимого не случилось: люди до сих пор не полетели на Марс, не построили базу на Луне. Нам бы хотелось превзойти своих отцов и дедов.
И мой опыт работы в отрасли, и опыт работы моих друзей, коллег и единомышленников свидетельствует о том, что
у нас не просто не хватает техники (понятно, что есть какие-то нерешённые технические задачи), однако основная проблема заключается в отсутствии мотивации.
Это удивительно.
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашей стране, да и вообще в мире, возникали бы команды людей, которые осуществляли бы на практике свои космические проекты: запускали бы маленькие спутники, строили бы ракеты и выводили с их помощью спутники на орбиту, делали бы какие-нибудь приборы для инопланетных станций.
Я понимаю, для этого в первую очередь необходимо, чтобы больше школьников занимались физикой и математикой, а потом шли учиться на инженеров или занялись космической физикой.
Но ведь помимо идеологических «Маяк» преследует и исследовательские цели.
Да. Когда мы разрабатывали спутник, мы думали о проблеме космического мусора в околоземном пространстве. Космический мусор - это спутники, которые находятся на орбите, но уже не работают. Если этих аппаратов много, они создают «заторы», где еще функционирующие спутники работать не могут - они будут сталкиваться с мусором, и разрушаться.
Возможно, проблема стоит пока не настолько остро, чтобы о ней кричать на каждом углу: космоса много, а спутников не очень. Но ежегодно запускается огромное их количество, и если кризиса сейчас нет, то со временем он возникнет.
Необходимо сделать так, чтобы спутники, которые находятся на низких орбитах, в течение, например, двадцати лет, сходили с них. Нужно просто им помочь.
Мы предлагаем сводить спутники с орбиты при помощи конструкции, которая раскрывается и превращается в большой парус или парашют. С его помощью космический аппарат «цепляется» за верхние слои атмосферы, спускается все ниже и в итоге сгорает.
На презентации спутника
Наше решение, вроде бы, действительно простое. Сейчас, например, спутник должен иметь на борту двигатель и сложную систему ориентации, чтобы этот двигатель обратить в нужную сторону и вовремя включить. Система сложная и дорогая, а главное, ненадёжная - сломаться может.
Мы собираемся испытать в космосе систему, которая в конце срока орбитального существования спутника раскроет устройство, похожее на наш солнечный отражатель, своеобразный тормозной парашют. Это позволит спутнику начать снижение и потом безопасно и аккуратно сгореть в атмосфере.
То есть, «Маяк» будет оборудован такой системой торможения?
Совершенно верно.
Масса нашего спутника - 4 килограмма. Наш «парус» - это правильная пирамида с площадью одной грани - 4 м2. При таких параметрах он сойдёт с высоты в 600 километров примерно за 25 суток. Точное время пребывания на орбите зависит от высоты орбиты и плотности атмосферы: если будет высокая солнечная активность, атмосфера «распухнет», поднимется выше, и он быстрее сгорит.
А почему форма паруса - пирамида?
Во многом это было сделано для того, чтобы объект выглядел с земли, как яркая вспыхивающая звезда, и чтобы его увидело как можно больше людей.
Мы протестировали различные формы этого отражателя, пробовали просто плоскую поверхность, пирамиду, куб, додекаэдр, сферу, и выяснили, что с эстетической точки зрения (по яркости вспышек и количеству солнечных зайчиков) оптимальна как раз пирамида.
Эта пирамида будет работать по тому же принципу, что и зеркальный шар на дискотеке: на него падает свет, и он пускает зайчики по стенам. У нас тоже пойдут «зайчики», только они будут создаваться объектом из космоса и обегать Землю. Если зайчиков будет много, то они, хоть и обегут всю Землю, будут достаточно тусклыми. А если будет только одно зеркальце, то пусть оно и даст большое пятно и большую яркость, но будет видно далеко не везде, да и мерцание будет неравномерным, эффект в результате будет сравнительно небольшой. Поэтому мы провели оптимизацию и поняли, что для нас самая оптимальная фигура - это пирамида.
«Тормозной парашют» спутника в форме пирамиды
Она сделана из полиэтилентерефталата, материала, из которого производят пластиковые бутылки. Тот же материал используется в космонавтике, так называемой ЭВТИ, экранно-вакуумная теплоизоляция.
Если присмотреться, видно, что спутники обёрнуты чем-то золотистым или серебристым. Такая «золотая фольга» - это, конечно, совсем не золотая и не фольга, это большой набор тонких полимерных плёнок. Они нужны для защиты спутника от переохлаждения или перегрева - вроде одеяла. Толщина одного слоя плёнки всего 5 микрон, а сверху на неё нанесён ещё слой алюминия порядка 20 нанометров. Получается очень малогабаритная и довольно прочная, что важно в космосе, конструкция.
Давайте ещё раз вернёмся к миссии проекта. В последнее время выпускают много научно-популярных и просто развлекательных фильмов про космос. На Ваш взгляд, существует ли возрождение интереса к данной теме?
Честно говоря, мне тяжело на этот вопрос отвечать, потому что я - лицо заинтересованное в популяризации космонавтики. Мне хотелось бы сказать: «Ребята, у нас сейчас подъём, фильмы снимаются и прочее», чтобы все стали космосом заниматься. Но мне кажется, это не так.
Если говорить менее субъективно, мне кажется, что интерес к космонавтике стал увеличиваться из-за денег - пришло понимание, что на космосе можно заработать. Людям вообще интересны деньги в самых разных видах.
Думаю, что призывы типа: «Нашему виду присуще стремление к освоению новых пространств, это у нас в крови, наши предки жили в Африке, а мы оттуда вышли, освоили Евразию и прочие Америки» - очень правильные и хорошие, но они неприменимы к каждому человеку. Этим флагом можно размахивать, но это не является действительной движущей силой. Человек в нашем обществе погибшего постмодерна привык считать - главное, чтобы было хорошо, тепло, уютно и приятно. А для этого нужны деньги.
Этим летом со всех уголков Земли на ночном небе можно будет увидеть новый «Маяк»
А космос - это страшно и неприятно?
Космос - это непонятно. Для большинства людей космос - это то, что было давно, а сейчас его нет.
Нет стандартного ответа на вопрос, что нужно сделать для осуществления рывка вперёд, например, чтобы люди бросились осваивать Луну. Мне кажется, интерес к космосу должен быть в хорошем смысле корыстный, чтобы от его освоения была какая-то польза.
Польза может быть и денежная, или это могут быть политические дивиденды и военное преимущество. Но для военного преимущества имеет смысл осваивать низкую околоземную орбиту. Военных лу́ны и марсы не интересуют. Пока освоение этих небесных тел - цель абстрактная. Либо корысть.
Звучит странно, и пионеры космонавтики, наверное, вращаются в своих гробах. Но постараемся вспомнить: в начале, всё же, были военные со своими ракетами, и только потом космонавтика стала интересна коммерческим компаниям - тому же телекому.
Но я уверен, что освоение других планет практически неизбежно. Либо мы на Земле все передерёмся, погибнем, задохнёмся от нашей «дивной» экологии, либо начнём осваивать космос.
Это можно разделить на стадии. Сначала космос исследуем, запускаем зонды к другим планетам, понимаем, что у них есть, а чего у них нет. Потом начинаем потихоньку осваивать, строить укрепления, и в конце концов используем.
Создать такое движение вперед - и есть цель проекта «Маяк». Мы хотим показать на практике: «Ребята, космос для нас, для команды проекта «Маяк», стал интересным делом и позволил осуществить наши мечты. Мечтайте и вы! В бесконечной Вселенной вокруг есть и в буквальном смысле неземная красота, и неисчислимые богатства! Посмотрите наверх и возьмите их!»
Фото предоставлены командой разработчиков спутника «Маяк».
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=114405#.VruBW0-E4c0