Первый подземный робот «Геоход» - аппарат, предназначенный для быстрой прокладки тоннелей под землей и не имеющий мировых аналогов
Разработка заинтересовала «Мосметрострой» большим количеством преимуществ перед аналогичными устройствами, сообщает пресс-служба Томского политехнического университета. Сейчас при строительстве метро компания использует проходческие щиты - подвижные сборные металлические конструкции, применяемые при сооружении тоннелей различного назначения, а также при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Устройства, которые работают под землей, действуют на границе сред - воздушной и твердой. Саму среду они не задействуют. «Геоход» - это аппарат, который движется в твердой среде и использует ее. Таким образом, он может работать под землей автономно и выполнять те задачи, с которыми не справятся другие аппараты.
«Так, проходческий щит для создания напорного усилия необходимо либо упереть в борта выработки, либо в крепь. «Геоходу» лишние манипуляции не требуются: для создания напорного усилия он использует саму среду. Кроме этого, у проходческого щита много ограничений в плане выработки: он движется под землей строго по горизонту, не может изменить траекторию, например, переместиться чуть выше или ниже. «Геоход» же может двигаться по любой траектории пространства. Например, может идти наклонно», - приводит пресс-служба Томского политехнического университета слова директора Юргинского технологического института ТПУ Андрея Ефременкова.
Помимо прочего, еще одно важное преимущество «Геохода» в массе и габаритах. Весит разработка Томского политеха порядка 21,5 тонны, в то время как средний существующий аналог в два раза больше - около 45 тонн. Таким образом, его легче транспортировать.
Аппарат можно изготавливать в различных модификациях и для различных целей. Например, для создания подземных сооружений в зоне боевых действий и спасения людей под завалами, а также в гражданских целях, при строительстве подземных коммуникаций.
На днях ученые завершили сборку первого промышленного образца «Геохода». Первые его испытания начнутся уже в январе 2016 года.
Источник:
Роснаука