На борту атомохода - участники экспедиции прошли по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря. Третий год подряд экипаж ледокола принимает участие в программе ОАО «НК «Роснефть» по масштабному изучению Арктики в рамках деятельности по освоению лицензионных участков на шельфе.
В НК «Роснефть» отмечают, что «Кара-зима-2015» стала самой масштабной по объему и составу работ арктической экспедицией в мире за последние 20 лет. В ходе экспедиции был выполнен комплекс метеорологических, океанографических, ледовых, гляциологических и биологических наблюдений. Специалисты изучили физико-механические свойства льда (выполнено более 2 тысяч измерений на 35 ледовых станциях), морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований для расчета нагрузки на проектируемые инженерные сооружения.
Исследовательские работы длились в течение десяти недель с участием атомного ледокола «Ямал», который прошел по маршруту от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья российской Арктики. Работы велись на акватории Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского морей и моря Лаптевых; на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова (включая острова Де-Лонга) и впервые на Земле Франца Иосифа; на лицензионных участках Восточно-Приновоземельских-1,2,3, Северо-Карском, Усть-Оленекском, Усть-Ленском, Анисинско-Новосибирском, Альбановском и Персеевском.
Напомним, что 8 апреля научно-исследовательская экспедиция, организованная НК «Роснефть» при участии «Арктического научно-проектного центра» и специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» стартовала из Мурманска. «Днём ученые работали на льдине. Вечером мы поднимали их на борт, забирали оборудование и начинали поиск нового места. За ночь удавалось найти подходящую для исследований льдину. В таком графике прошла вся экспедиция», - рассказал капитан атомного ледокола «Ямал» Александр Лембрик.
По словам начальника экспедиции Евгения Макарова, в Карском, Восточно-Сибирском морях и море Лаптевых проводились исследования на наличие айсбергов. На архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и Северная Земля полярники занимались изучением ледников. «Я считаю программа заказчика полностью выполнена на высоком техническом уровне. Экспедиция уложилась в установленные сроки. Благодаря отличному взаимодействию экипажа атомохода «Ямал», авиаторов и ученых нам удалось обеспечить решение сложнейших научных задач», - отметил начальник экспедиции Евгений Макаров.
По информации НК «Роснефть», в течение экспедиции проводились биологические наблюдения за морскими млекопитающими и птицами Арктики, в том числе работы по изучению белых медведей. По словам ведущих специалистов-зоологов из Совета по морским млекопитающим, им удалось получить беспрецедентный по качеству и объему материал о популяции белых медведей на маршруте от Новой Земли на западе до островов архипелага Де-Лонга на востоке. Сейчас ученым предстоит обобщить данные исследований.
В ходе экспедиции был выполнен комплекс метеорологических, океанографических, ледовых, гляциологических и биологических наблюдений. Специалисты изучили физико-механические свойства льда (выполнено более 2 тысяч измерений на 35 ледовых станциях), морфометрические параметры ровного льда и торосистых образований для расчета нагрузки на проектируемые инженерные сооружения.
Кроме того, на айсберги и ледяные поля были установлены более 100 автономных датчиков для измерения параметров дрейфа и отслеживания их координат. В реальных условиях были отработаны элементы управления ледовой обстановкой. Изучение фронтальных частей ледников выполнялось с применением радиолокационной и аэрофотосъемок.
Участниками экспедиции была проведена профилактика шести автоматических метеостанций, установленных в ходе предыдущих экспедиций в 2012-2014 гг. на архипелаге Новая Земля, островах Уединения, Преображения и Жохова. Восстановление системы метеостанций, позволило значительно улучшить качество прогнозов погоды в интересах всей страны.
Оборудование и технологии, которые применялись в ходе экспедиции, соответствуют лучшему международному уровню. Для исследования ледяного покрова использовались беспилотные летательные аппараты, позволяющие выполнять площадную аэрофотосъемку льда, определять распределение гряд торосов и их геометрические размеры. Для изучения строения морского дна, а также килей торосов и айсбергов применялись телеуправляемые подводные аппараты и гидролокаторы.
В течение экспедиции проводились биологические наблюдения за морскими млекопитающими и птицами Арктики, в том числе работы по изучению белых медведей. В результате ученые нарастили объем данных о распределении белых медведей в исследуемых районах, надели на взрослых особей ошейники со спутниковыми датчиками, чтобы затем отслеживать их перемещение. Проводился отбор биологических образцов, которые позволят выявить фоновые уровни в организме белых медведей, провести иммунологические и микробиологические исследования, молекулярно-генетический анализ. По словам ведущих специалистов-зоологов из Совета по морским млекопитающим, им удалось получить беспрецедентный по качеству и объему материал о популяции белых медведей на маршруте от Новой Земли на западе до островов архипелага Де-Лонга на востоке. Белый медведь - символ Арктики и один из основных видов-индикаторов устойчивого состояния арктических морских экосистем. НК «Роснефть» считает сохранение и защиту этого вида одним из своих приоритетов.
Результаты экспедиции «Кара-зима-2015» и предыдущих ледоисследовательских экспедиций позволят Компании определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов.
Полученные в ходе экспедиции уникальные данные будут служить не только практическим интересам Компании. В научном мире такая информация воспринимаются как прорыв в изучении Арктики.
В этом году нефтяной компанией ОАО «НК «Роснефть» запланированы ещё три научных экспедиции.
http://www.energyland.info/news-show-tek-neftegaz-136648http://www.energyland.info/news-show-tek-neftegaz-136664http://sdelanounas.ru/blogs/63790/