Облегчить течение болезни Паркинсона может ранняя диагностика. Специалисты
Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН,
НИИ общей патологии и патофизиологии и
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» разработали метод определения паркинсонизма на доклинической стадии.
Болезнь Паркинсона - заболевание, связанное с гибелью дофаминергических (синтезирующих важнейший нейромедиатор дофамин) нейронов, регулирующих двигательную активность. Благодаря компенсаторным механизмам человек много лет не замечает недуга. Клинические симптомы заболевания проявляются, когда погибает уже значительная часть нейронов. Специалисты работают над созданием препаратов, замедляющих гибель нервных клеток, но они наиболее эффективны в начальной стадии паркинсонизма, когда симптомы еще незаметны. Поэтому необходимы методы ранней, доклинической диагностики болезни. Такие методы существуют (позитронно-эмиссионная томография и однофотонная эмиссионная компьютерная томография), но они сложны, дороги и для диспансеризации не подходят.
Московские учёные разработали для ранней диагностики болезни Паркинсона «провокационный тест». Суть его в том, чтобы временно подавить синтез дофамина. При гибели дофаминергических нейронов он и так нарушен, а если ввести в организм ингибитор синтеза дофамина, то при правильно подобранной дозе у больных проявятся двигательные нарушения - ингибитор спровоцирует проявления паркинсонизма. Это временное явление: когда действие ингибитора закончится, симптомы исчезнут.
У здоровых никаких симптомов вовсе не проявится.
Опыты проводили на взрослых самцах мышей, которым двукратно делали подкожные инъекции МФТП (1-метил-4-фенил-1.2.3.6-тетрагидропиридин). Этот препарат вызывает дегенерацию части дофаминергических нейронов и снижение уровня дофамина, однако двигательное поведение мышей при этом не отличается от поведения контрольных животных, которым вводили физиологический раствор. Иными словами, мышей опытной группы можно уподобить больным ранним паркинсонизмом.
На 16-й день половине мышей из контрольной и опытной групп ввели ингибитор синтеза дофамина α-метил-п-тирозин (αМПТ) в дозе, не влияющей на моторику контрольных животных. Зато мыши с уже пониженным уровнем дофамина через четыре часа после инъекции становились менее активны и любознательны. При этом уровень дофамина снижается примерно вдвое у всех мышей, получавших ингибитор, однако у животных с ранним паркинсонизмом он в одном из отделов мозга, стриатуме, упал почти в три раза. До введения ингибитора содержание дофамина в стриатуме у мышей этой группы и так составляло только 40% от контрольного уровня, а после - всего 14%, что, очевидно, и спровоцировало нарушение поведения. Эта провокация обратима: спустя сутки действие ингибитора заканчивается, и поведение мышей с «ранним паркинсонизмом» возвращается к норме.
Таким образом, московские учёные разработали экспериментальную модель доклинической стадии болезни Паркинсона, принципиально новую, легко воспроизводимую и малозатратную.
Чтобы применить её на практике, предстоит еще много работы, однако исследователи отмечают, что αМПТ уже несколько десятилетий успешно используют для лечения некоторых эндокринных заболеваний, что может серьезно облегчить получение разрешения для его использования для диагностики болезни Паркинсона на доклинической стадии испытаний.
При этом людям не понадобится сутки ожидать окончания действия ингибитора - двигательную активность, измененную инъекцией αМПТ, легко восстанавливает препарат L-ДОФА.
Работу исследователей поддержали
программа Президиума РАН «Фундаментальные исследования для разработки биомедицинских технологий» и
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Источник информации: Г. Р. Хакимова, Е. А. Дегтярёва, Е. А. Козина, В. Г. Кучеряну, М. В. Угрюмов «Провокационный тест» как новый подход к ранней диагностике болезни Паркинсона»
Доклады Академии наук, 2015, 460, № 6, с. 733-735
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=98068#.VW9bi2e-BR0