Российские учёные разрабатывают дешёвую синтетическую нефть

Dec 03, 2014 22:00



Образцы составляющих синтетической нефти

Лёгкую нефть высочайшего качества планируют получить синтетическим путём учёные ВНИИ по переработке нефти. Сырьём послужат сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых сортов «чёрного золота».

Основой для топлива будущего, более экологичного и энергоёмкого, становится синтетическая нефть. Сырьё для её производства вполне доступно - в частности, это сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых нефтей. Однако технологии, используемые при этом, сложные, - из разряда тех, что принято называть hi-tech. Способы получать синтетическое жидкое топливо впервые были освоены в богатой углем Германии (1926-1945 гг.), и использовалось оно в годы Второй мировой войны. Этот процесс состоял из двух основных этапов: получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и каталитической конверсии очищенного синтез-газа по методу Фишера-Тропша. ЮАР, которая, подобно Германии, не обладает собственными запасами нефти, развила и усовершенствовала процесс («уголь в жидкость» - Coal-to-Liquid - CTL) в период антиапартеидного бойкота. В настоящее время Южно-африканская компания SASOL владеет четырьмя заводами в ЮАР и заводом в Катаре, производя около 210 тыс. баррелей нефтяного эквивалента жидких углеводородов в день.

В США и некоторых западноевропейских странах разработаны свои процессы получения синтетического жидкого топлива, которые находятся на разной стадии внедрения или опытно-конструкторских работ.

Амбициозную задачу по получению синтетической нефти как основы для новых видов топлива ставит и Россия. Необходимость этого шага сегодня объясняют ростом требований к качеству бензина, керосина и дизельного топлива как по экологическим стандартам, так и по эффективности в целом. Такое топливо, утверждают учёные, немыслимо без синтетических добавок.

Российскую технологию получения «искусственной нефти» разрабатывает команда учёных из ОАО «ВНИИ по переработке нефти».

«Сланцев в России много, остатки от переработки тяжёлых сортов нефти в виде некоего побочного продукта - гудрона - имеются на любом нефтеперерабатывающем заводе. Остаётся найти свой подход, позволяющий с минимальными затратами и максимальным практическим выходом использовать это сырьё, - отмечает руководитель проекта, заведующая лабораторией гидрогенизационных процессов института Людмила Гуляева. - По сути же, нам требуется "освежить" советские идеи (в СССР раньше тоже перерабатывали сланцы), наполнив их более современным научным содержанием и приспособив для развития гражданских отраслей промышленности».

Рецепт, разработанный российскими специалистами, в очень упрощённом варианте выглядит так. Предварительно приготовленную эмульсию (вода+гудрон) перемешивают с размельчёнными до микронных размеров сланцами. Эту смесь при определённой температуре, не позволяющей ей застывать, подают с помощью насоса в некий аппарат, куда также закачивается окислитель. При неполном сгорании этого «коктейля» выделяется энергетический газ, который предварительно очистив от сероводорода, цианидов и прочих вредных примесей, посредством определённых химических реакций преобразуют в синтез-газ. Его в свою очередь подают в сложную техническую систему с катализатором, где он снова вступает в реакцию и перерождается уже в высшие углеводороды - синтетическую нефть. Такую нефть можно делить на бензиновую, керосиновую, дизельную и др. фракции и соответственно получать необходимые виды топлива. Сложность технологии заключается в нахождении всех необходимых условий и параметров, при которых должны осуществляться описанные выше манипуляции.

Сами авторы технологии полагают, что полученное таким способом синтетическое чёрное золото по качеству будет сравнимо с высшим лёгким норвежским сортом, и позволит производить топливо, отвечающее самым высоким стандартам. Себестоимость новой нефти не превысит 30 долларов за баррель.

«Топлива, полученные из такого сырья, будут гораздо более "чистыми", так как в синтетической нефти, полученной нашим способом, вообще не будет серы, а это огромный плюс - комментирует Людмила Гуляева. - В частности, если организовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике небольшие модульные предприятия по производству бензина, керосина и дизельного топлива из синтетики, то получим хороший эффект - расширим ассортимент нефтеперерабатывающих заводов и значительно повысим качество топлива, благодаря которому снизится нагрузка на экологию».

Проект ОАО «ВНИИ по переработке нефти». «Переработка остатков тяжелых нефтей в смеси с углеродистыми сланцами с получением синтетической нефти» поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 годы».

Быкова Наталья

STRF.ru

топливо, Москва, нефть

Previous post Next post
Up