Рассмотрены некоторые тренды новой глобальной экономической ситуации. Показано изменение роли и содержания инженерной деятельности и инженерного образования в ближайшем будущем. Описана концепция Всероссийского инженерного конкурса как механизма развития инженерного олимпиадного движения в Российской Федерации.
Если проследить за количеством открытий в любой области фундаментальных исследований за последние триста лет, например, в области химии, то мы увидим последовательное возрастание количества таких открытий вплоть до середины прошлого века. В это время достигается максимум, за которым происходит резкое снижение числа открытий до значений близких к нулевым. Дальнейшее продвижение по этому пути требует огромных усилий и концентрации финансовых, людских и временных ресурсов
[1]. Все это указывает на то, что эпоха поиска и открытий фундаментальных закономерностей природы заканчивается и ей на смену приходит эпоха практического освоения уже найденных закономерностей. Иначе, главным действующим лицом XXI века становится инженер. Эта тенденция также уже просматривается в системе образования, в усилении роли инженерного образования и прикладной, практической составляющей образовательных программ.
Мировая экономика находится в преддверии перехода к шестому экономическому и технологическому укладу, который будет сопровождаться перестройкой на новую, междисциплинарную NBIC-парадигму (нано-био-когнито-информационная парадигма). В последнее время многие исследователи добавляют к группе NBIC ещё одну букву - «S» или блок социо-гуманитарных дисциплин, подчеркивая тем самым возрастающую социальную роль инженера и инженерного образования в современном обществе. NBICS парадигма размывает грани не только межу отдельными традиционными дисциплинарными направлениями, но и между их блоками. Она размывает грань между точными, фундаментальными и естественными науками с одной стороны, и гуманитарными науками - с другой. Инженер становится также носителем гуманитарного знания и общекультурной системы ценностей и должен отвечать не только на вопрос «как сделать?» (как традиционный инженер), но и на вопрос «зачем это нужно сделать?», учитывая социальный отклик - социальную обратную связь - от того что будет сделано.
Еще один системный фактор - отход от классической научной парадигмы в современной наукоориентированной культуре. В поле естественнонаучных дисциплин классическая парадигма сначала уступила место неклассической парадигме (теория относительности и квантовая механика), а затем - постнеклассической (синергетика, глобальный эволюционизм) [1]. В поле гуманитарных дисциплин произошел аналогичный переход: классическая парадигма была заменена на конструктивистскую [2]. Следствием этих переходов стало переосмысление проектного подхода, характерного для инженерной деятельности. Теперь проектный подход принимает глобальный характер и становится основным методом не только в естественных наук, но и в точных, фундаментальных (глобальный эволюционизм) и гуманитарных (конструктивизм) науках.
Обобщая эти явно выраженные факторы и переходы несложно представить новую роль инженера в будущем общественном устройстве.
- Именно инженер будет призван к решению принципиальных вопросов организации жизненного уклада общества.
- Именно инженер будет выбирать безопасные и устойчивые стратегии развития общества из множества возможных вариантов, многие из которых несут угрозы, риски и катастрофы.
- Именно инженер будет нести ответственность за принимаемые решения и отвечать на глобальные вызовы и угрозы.
Вместе с изменением социальной роли инженера происходит также процесс изменения инженерного образования. Мощным инструментом образовательного процесса является олимпиадное движение, история которого в РФ большая и содержательная.
Министерство образования и науки РФ ежегодно проводит в системе высшего образования Всероссийская студенческую олимпиаду [3]. В 2014 году всероссийский (третий) этап этой олимпиады проходит по 114 дисциплинам (направлениям подготовки и специальностям) [4]. Количество инженерных дисциплин в общем перечне составляет около 25%. С учетом обозначенного ракурса будущей роли инженера и инженерного образования это значение представляется недостаточным. Необходим не только более сильный акцент на инженерные специальности, но и подчеркивание тенденции расширения поля инженерной деятельности и универсализация её характера. Кратчайший путь к достижению этой цели - организация и проведение инженерной олимпиады - Всероссийского инженерного конкурса (ВИК).
Концепция ВИК включает в себя следующие основные положения.
- ВИК - это система ежегодных профессиональных соревнований по выявлению лучших представителей среди студентов и аспирантов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по инженерным направлениям подготовки в части освоения профессиональных компетенций в инженерных (технических) областях и проводимых с учетом международных стандартов.
- ВИК представляет собой согласованную систему из нескольких типов и видов соревнований, охватывающих целевые аудитории с разным уровнем или направлением подготовки.
Конкурсная составляющая ВИК включает в себя конкурс для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и следующие типы соревнований для студентов и аспирантов: инженерная олимпиада, конкурс индивидуальных исследовательских проектов, конкурс профессиональных компетенций, фестиваль технологий, молодежный инженерный форум.
Конкурс для образовательных организаций высшего образования является соревнованием профильных вузов по направлениям:
- лучшая подготовка по укрупненной группе специальностей,
- лучшая подготовка по конкретному направлению подготовки,
- лучший преподаватель,
- лучший образовательный модуль.
Потенциальные участники этого конкурса образовательные организации высшего образования и профессорско-преподавательский состав этих высших учебных заведений.
Инженерная олимпиада - творческий конкурс для студентов начальных курсов обучения (1-2 курсы), проводится в формате классических предметных олимпиад в несколько этапов. Этот тип соревнований нацелен на оценку знаний или базовых навыков по профильным дисциплинам.
Конкурс индивидуальных исследовательских проектов является конкурсом инженерных авторских проектов, осуществляемых в соответствии с требованиями и заданиями, отражающими актуальные проблемы, тенденции развития отрасли, сформулированными профессиональными отраслевыми сообществами и организациями. Потенциальные участники - студенты старших курсов, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, аспиранты вузов и научных организаций отрасли.
Конкурс профессиональных компетенций - творческое состязание комплексных (коллективных) инженерных проектов, объединенных отраслевой спецификой и отражающих современные требования и тенденции развития соответствующих отраслей экономики. Потенциальные участники - студенты и аспиранты, проявляющие способности к командному взаимодействию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности.
Фестиваль технологий - набор мероприятий, нацеленных на демонстрацию и популяризацию инженерной тематики, современного уровня развития высоких технологий. В рамках фестиваля проводятся следующие мероприятия: творческие конкурсы, популяризующие инженерную тематику (конкурс фотографий, видеоматериалов, популярных статей); тематические выставки; экскурсии на предприятия; семинары; мастер-классы; иные публичные мероприятия. Потенциальные участники - школьники, студенты, аспиранты вузов и научных организаций отрасли, преподаватели вузов, родители школьников.
Инженерный Форум - площадка, консолидирующая инженерное сообщество, способствующая повышению престижа инженерных профессий среди молодежи, профессиональному и личностному развитию молодых специалистов. Форум проводится в формате выставки и конференции.
Остается добавить, что ВИК не входит в противоречие с Всероссийской студенческой олимпиадой (ВСО). Инженерная олимпиада из числа конкурсных мероприятий ВИК проводится в рамках профильных ВСО. Таким образом, ВИК является дополнением ВСО и её расширением в область, где сейчас артикулируются ответы на вызовы новой глобальной экономической ситуации постиндустриального информационного общества.
Литература
- Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006.
- Улановский А.М. Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках // Эпистемология & философия науки - 2006 - т. Х., №4 - С.129 - 141.
- http://vso-mon.ru
- http://vso-mon.ru/files/upload/pages/dokumenty/2015/plan_vso.pdf
[1] Здесь достаточно привести пример крупнейшей международной научной коллаборации в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН), проводящей эксперименты на крупнейшей в истории человечества научной установке - большом адронном коллайдере.
STRF.ru