Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) завершил научно-исследовательские работы по созданию электроэнергетического комплекса полностью электрического самолета (ПЭС). Реализация проекта должна способствовать развитию российского авиапрома и решению вопроса импортозамещения. Комплекс обеспечивает все энергетические потребности и является ключевой системой для инновационного воздушного судна.
Создатели уже закончили работу над чертежами, определили оптимальные параметры источников электроэнергии, а также сформировали технические задания, сообщает пресс-служба концерна.
Работы по созданию электроэнергетического комплекса велись под руководством НИИ авиационного оборудования и при участии специализированных ОКБ. При этом учитывались новейшие достижения в области микро- и силовой электроники, материаловедения и нанотехнологий, передовых решений в области источников энергии, рассказал генеральный директор КРЭТ Николай Колесов.
«Для нашего концерна это была интересная задача, поскольку в соответствии со стратегией своего развития мы фокусируем внимание на эффективных инвестициях в НИР по ключевым госпрограммам. Участвуя в программе полностью электрического самолета, КРЭТ рассчитывает укрепить свои позиции в качестве комплексного поставщика авионики для перспективных гражданских судов», - отметил Николай Колесов.
Суть ПЭС состоит в единой централизованной системе электроснабжения, обеспечивающей все энергетические потребности самолета. Вырабатываемая энергия будет применяться для питания наиболее энергоемких систем (управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета, кондиционирования воздуха, противообледенительной, запуска авиадвигателя), которые традиционно использовали для своего функционирования гидравлическую и пневматическую энергию.
В настоящее время разработана комплексная госпрограмма по созданию ПЭС для обеспечения конкурентоспособности перспективной отечественной авиационной техники с учетом запуска программ «Самолет 2020», самолетов SSJ 100, МС-21 и других. Программа разработана применительно к ближне-среднемагистральному самолету вместимостью 130-230 человек.
Реализация концепции ПЭС позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования (не менее чем на 3,5 т) и повысить топливную экономичность (на 15-20%), что приведет к повышению надежности и ресурса самолета, снижению стоимости эксплуатации, улучшению летно-технических и экологических характеристик.
Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС велись применительно к среднемагистральному самолету. Они показали, что по совокупности показателей (масса, потери, надежность) наилучшие характеристики обеспечивает система трехфазного переменного тока переменной частоты.
Разработанная энергосистема имеет определяющее значение для всего проекта в целом, т.к. ее внедрение позволит исключить громоздкие, тяжелые и дорогостоящие титановые трубопроводы, по которым передаются воздух и жидкости с высокими температурами и давлениями, а также обеспечит дальнейшее повышение эффективности бортового оборудования за счет совершенствования силовой электроники (пневмо- и гидросистемы достигли предела в своем развитии).
Источник:
Минпромторг России