Он создавался, чтобы обнаруживать фрагменты ракет в режиме реального времени
Первый испытательный пуск ракеты-носителя легкого класса Ангара-1.2ПП с космодрома "Плесецк"© ИТАР-ТАСС/Министерство обороны РФ/Андрей Моргунов
МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Минобороны РФ в этом году начнет эксплуатацию новейшего комплекса обнаружения падающих на землю фрагментов ракет. Комплекс был создан в ГКНПЦ имени Хруничева для обслуживания районов падения частей ракеты-носителя "Ангара", пишет газета "Известия".
По словам ее источника в штабе Войск воздушно-космической обороны, рассматривается возможность использования нового комплекса на камчатском ракетном полигоне Кура при испытаниях и учебных пусках баллистических ракет.
Комплекс создавался, чтобы обнаруживать упавшие фрагменты ракет в режиме реального времени. Выделенные под поля падения районы в Республике Коми и Томской области - это в основном леса, причем в Коми район падения на 40 км углубляется в национальный парк "Югыд ва".
Падающие части ракет летят на землю со сверхзвуковой скоростью, и образуемая звуковая волна распространяется на значительные расстояния. Станция сможет улавливать эти волны и определять место падения фрагмента по разнице во времени, с которой звуковая волна регистрируется модулями.
Работая автономно, модули одной станции связываются между собой по радиоканалу, определяют траекторию и место падения фрагмента, после чего один из модулей станции передает информацию на беспилотный аппарат "Орлан".
Для наибольшей точности определения координат упавших частей ракеты в районах падения планируется установить от трех до пяти станций, расстояние между ними будет порядка 80-100 км.
"Такая система позволяет одновременно отслеживать до 100 фрагментов, хотя обычно нужно "поймать" четыре-пять", - пояснил разработчик.
По словам источника газеты в руководстве Центра Хруничева, упавшие ступени "Ангары" не будут собирать сразу после пуска, поскольку районы падения - это труднодоступная местность: вывоз упавших частей будет организован в зимнее время.
Запускать и обслуживать беспилотники станут специально разработанные автономные полевые станции обеспечения (АПСО): это мобильные базы обслуживания районов падения, выполненные на шасси "КамАЗов" высокой проходимости.
"Районы падения огромные, их невозможно оцепить, - поясняет разработчик комплекса. - Поэтому перед стартом людей там будет искать беспилотник. Искать будет по теплу: люди обычно жгут костер, либо у них генератор дизельный работает".
По словам разработчика, подробно алгоритм работы системы обслуживания районов падения и их взаимодействия со службами реагирования будет описан в соглашении, которое Минобороны планирует заключить с администрациями Республики Коми и Томской области в ближайшие недели.
ИТАР-ТАСС