К 2016 году ожидается удвоение числа проектов робототехники

Sep 03, 2014 19:30



Директор по ИТ-проектам, главный робототехник «Сколково» Альберт Ефимов - о грядущей Робоночи, интеллекте и перспективах современных роботов

9 сентября фонд «Сколково» и Открытый университет Сколково организуют Робоночь - мероприятие экспериментального формата: соединение ночи кино и развлекательной программы. Все это - в тематике робототехники. Поэтому развлекать гостей будут разумные не только существа, но и машины.

- Лет тридцать назад роботы будущего представлялись человекоподобными существами, выполняющими за человека кучу работы, прежде всего грязной и тяжелой. Что же на самом деле представляют собой сегодня роботы, по какому пути идет развитие роботостроения?

-  Основное направление - создание интеллектуальных роботов, способных менять свое поведение в зависимости от внешних условий и задач. Например, классический производственный робот, то есть, автомат на конвейере работает по четко прописанной программе. Взял деталь - прикрутил. А если деталь бракованная, то в лучшем случае остановился, а в худшем что-то испортил. Современный же интеллектуальный робот в этой ситуации бракованную деталь определяет, откладывает в сторону и продолжает работу. Это общий принцип, по которому сейчас развиваются роботы  во всех основных направлениях робототехники: промышленная, сервисная, образовательная,  медицинская, космическая, военная и специального назначения, то есть, допустим, для ликвидации техногенных аварий. Что касается андроподобной формы, то ее, конечно, стараются придать роботам, находящимся рядом с человеком.

- Какие из перечисленных направлений сегодня представлены в «Сколково»?


- Все, кроме военного и специального назначения. Например, компания «СМП-Роботикс» разрабатывает и производит роботов-патрульных - это такие самодвижущиеся тележки, напичканные разными датчиками, сенсорами, радиолокацией, камерами, способные охранять периметр. Один такой робот заменяет трех живых охранников. Это весьма востребованный продукт - например, израильский аэропорт охраняется подобными роботами. И «СМП Роботикс» уже сейчас выпускает серийные образцы для российских охранных агентств.  Или компания «РобоСиВи» предлагает решения для автономизации складской техники - устанавливает на уже имеющиеся складские самодвижущиеся тележки свое оборудование. В итоге управляющий тележкой интеллектуальный робот принимает решения по ее управлению: в частности, объезжает препятствие или останавливается перед ним, уступает ему дорогу. Для склада, где люди работают рядом с тележками, весящими сотни килограммов, это крайне важно. Стоит заметить, что автономные транспортные средства с подобными интеллектуальными системами в мире мало кто производит. У «РобоСиВи» сейчас заказы, например, для склада одного иностранного предприятия в Калужской области. Весьма успешен и образовательный проект «ТРИК» - это такой конструктор, позволяющий из множества элементов создать прототип робота для выполнения различных задач. Этот конструктор уже продается на сайте создателей http://blog.trikset.com/p/blog-page_20.html: от 15 до 30 тыс. руб., в зависимости от модификации. У него тоже есть западные аналоги, но в нашей  разработке чуть больше интеллекта. Например, можно подключить веб-камеру - обработка изображения предусмотрена прямо на борту собранного прототипа робота.

- Что-то из последних достижений  будет показано на Робоночи?

- Если прошлая Робоночь была скорее просветительским мероприятием с докладами, то эта имеет развлекательный формат, для привлечения внимания молодежи. Да, мы покажем экзоскелет компании «Экзоатлет». Ну, знаете, такой надевающийся каркас, предназначенный для помощи  людям с ограниченными возможностями - в этом высокотехнологичном костюме, люди, ранее прикованные к инвалидной коляске, смогут ходить! В большинстве аналогичных иностранных конструкциях скелет просто продолжает начатое движение - чтобы сделать шаг, необходимо, например, совершить начальное действие ногой. Разработка «Экзоатлета» улавливает мельчайшие электрические импульсы мышц и самостоятельно выполняет движение, автоматически поддерживая равновесие. Мы ожидаем, что через 1,5-2 года этот экзоскелет будет запущен в серию и станет продаваться по цене не более 1 млн руб. - это в два раза дешевле иностранных аналогов.

- Каким образом производятся роботы?

- Робот - это в первую очередь интегральная плата, мозги. Производство непосредственно этих плат заказывается у различных подрядчиков, а часть комплектующих, например моторы, - можно купить готовыми. Сборку осуществляют уже здесь, например, в Зеленограде, как это делает «СМП Роботикс». Интересно отметить, что у нас среди резидентов есть и, так сказать, перекрестное опыление: источники питания для “Экзоатлета” теперь будут поставлять сколковские компании из кластера энергоэффективных технологий - у них лучшее предложение на рынке.

- Каков общий оборот стартапов-резидентов Сколково, занимающихся робототехникой?

- В 2013 году - около $1 млн. В 2014 году ждем увеличения на 50%. Согласно плану развития, к 2016 году мы ожидаем удвоения числа проектов робототехники (сейчас их 27), соответственно, увеличение и суммарной выручки. И также через пару лет мы ожидаем выход нескольких наших стартапов на международный рынок - появление новых историй успеха. Рынок робототехники растет: по оценкам аналитиков, к 2020 году он может составить $100 млрд в год. Если нам удастся занять на нем хотя бы 1% - это уже миллиард долларов.

- А каков рынок внутри России?

- В России рынка гражданской робототехники почти нет. Наша страна на одном из самых последних мест по применению роботов в промышленности. Однако мы надеемся на развитие стратегических арктических, машиностроительных, судостроительных проектов. В суровых условиях потребуются роботы, которые будут вместо человека проводить разведку, опускаться на морское дно и т.д. Здесь огромное поле для деятельности.

- Вы уверены, что заказы под эти проекты получат российские разработчики? Нефтяные компании автоматику предпочитают покупать импортную.

- Такая вероятность тоже есть. Но нас воодушевляют заявления правительства о курсе на импортозамещение.

ИТАР-ТАСС

стратегия развития, Сколково, робототехника

Previous post Next post
Up