С 13 по 18 июля 2014 года в МГУ состоялась
XII Международная конференция по наноструктурным материалам (NANO 2014). О том, почему нужно перевести слово «нано» из черного списка в белый и почему молодежь раздумывает, идти ли в нанотехнологии, с его основными организаторами и одним из ключевых спикеров побеседовала Наталия Демина.
Дорогу к новому Ломоносовскому корпусу МГУ, где проходила конференция, я нашла легко. Увидела, что какой-то мужчина с фирменной сумкой NANO2014 идет в нужном направлении, и тут же с ним познакомилась. Оказалось, что я угадала правильно, он - участник конференции из Мексики и охотно меня проведет до нужного здания. Ломоносовский корпус находится чуть ближе к метро Университет, чем Фундаментальная библиотека МГУ, сразу за жилым комплексом.
По дороге Игнасио Гарсон (Ignacio L. Garzon) из Физического института Национального университета Мексики рассказал, что конференция ему очень нравится, на ней собралось более 1000 человек, доклады интересные, а сам он занимается компьютерным моделированием в области металлических наночастиц. В Мексике есть свой суперкомпьютер, да и ученые разных стран активно используют компьютерные ресурсы друг друга для сложных расчетов.
Мы пришли как раз к двум заключительным
пленарным докладам. Профессор Кристофер Мюррей (Christopher B. Murray) из Пенсильванского университета (США) рассказал о том, как ученые пытаются расширить таблицу Менделеева, создавая новые материалы. Темой его доклада были - «Building with Artificial Atoms: Programming the Assembly of Multi-Functional Nanocrystal Thin Films through Precise Control of Particle Size and Shape».
Победитель конкурса мегагрантов, профессор МГУ Александр Кабанов (интервью с ним смотрите чуть ниже), в свою очередь, отметил все возрастающую роль полимеров в борьбе с раком. Свой доклад он посвятил полимерным мицеллам для доставки и растворения лекарств. Каждый из докладов завершался серией вопросов и ответов. Вопросы на хорошем английском задавали, по большей части, молодые российские ученые. Не стоит говорить о том, что сама конференция проходила на английском.
После окончания пленарных докладов состоялось вручение премий молодым ученым за лучшие постерные выступления. Диплом
Young Scientist Award из рук одного из главных организаторов форума, академика РАН Алексея Хохлова
получили:
- сибиряк Михаил Дудка из нидерландского университета Groningen в секции 1 “Formation, Shaping and Self-assembly of Inorganic Nanoparticles; Carbon Nanomaterials”;
- Евгения Ермакова из Института неорганической химии РАН в секции 2 “ Thin Films and Heterostructures, 2D and 3D Nanofabrication”;
- Алексей Тарасов из Института проблем химической физики РАН в секции 3 «Нанокерамика»;
- Дмитрий Парк из МФТИ в секции 4 “Bulk Metallic Nanomaterials”;
- Владимир Силантьев из Института химии Дальневосточного отделения РАН в секции 5 «Нанокомпозиты и гибридные наноматериалы»;
- Бьорн Шульц (Bjoern Schulz) из Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена (Германия) в секции 6 «Полимеры, органика и другие мягкие материалы»;
- Алина Белова из МГУ в секции 7 «Наноматериалы для энергетики»;
- Татьяна Абакумова из МГУ в секции 8 «Биологические и биомедицинские наноматериалы»;
- Владимир Калашников из Института радиоинженерии и электроники РАН в секции 9 «Наноматериалы: механика и приложения для механической инженерии»;
- Юлия Шиляева из Национального исследовательского университета МИЭТ в секции 10 «Наноматериалы для информационных технологий, наноэлектроники и нанофотоники»;
- Жульен Мэи (Julien G. Mahy) из Университета Льежа (Бельгия) в секции 11 «Наноматериалы и катализис».
Специальной наградой конференции был отмечен Томас Морер (Thomas F. Maurer) из Troyer-Laboratorie de Nanotechnologie et d’Instrumentation Optique Технологического университета (Франция). Молодой ученый прекрасно выступил с докладами сразу на четырех секциях форума.
Далее нам показали видеоролики, представляющие Гонконг как место, где состоится Nano2018, а Квебек - как столицу форума Nano2016. После этих видеосюжетов с прекрасной музыкой сразу захотелось стать нанофизиком, чтобы принять участие в обеих конференциях.
Даже уютный зал Ломоносовского корпуса не мог быть замком из слоновой кости, закрывая ученых от политики и катастроф. «А у тебя рейс не через Украину?», - тихо спросил один молодой участник конференции другого, когда конференция закрылась. «Нет», - ответил тот.
Уже расставаясь, спросила у Александра Кабанова, что он советует молодым людям из своей лаборатории, когда они спрашивают, стоит ли уезжать из России. Он ответил, что не может давать советов в таких сложных вопросах, а может только подробно проинформировать о плюсах и минусах отъезда. «Да и потом, меня как-то мои коллеги об этом не спрашивают». Но когда я уже уходила, то он меня окликнул и сказал, что вот что его об этом один молодой ученый как раз и спросил.
Российская молодежь находится сейчас перед сложным выбором, что делать дальше, оставаться или уезжать, но радует то, что ее так много и она, судя по победителям секций, представлена в самых разных направлениях нанотехнологий.
* * *
Публикуем комментарии двух основных организаторов форума - Руслана Валиева и Алексея Хохлова и одного из пленарных докладчиков - Александра Кабанова.
Руслан Валиев, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета, победитель
конкурса мегагрантов 2013 года - создатель Лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов при СПбГУ, сопредседатель оргкомитета NANO2014:
Вы сейчас говорили о важности нанотехнологий для России. Почему слово «нано» надо вывести из черного списка и перевести в белый?
Я - заведующий кафедры нанотехнологий и много общаюсь с абитуриентами, которых мы набираем. И я вижу, к сожалению, проблемы набора молодых ребят на эту специальность. С одной стороны, эта профессия их привлекает, но с другой стороны, у них и у их родителей есть опасения, никто из них не видит наноиндустрии, а ведь нужно думать о будущей работе. К сожалению, такое отношение к «нано» сложилось благодаря очень радужным обещаниям 3-4 года назад со всех сторон, начиная от Академии наук и заканчивая высшими лицами государства.
Когда слово «нано» звучало по 500 раз в день…
А сейчас о «нано» почти забыли. Так нельзя относиться к этой области науки.
А есть ли в России нанопромышленность?
Нет, ее конечно и нет. Посмотрите в других странах, она за 3 года не создается. Но это - профессия будущего. Я занимаюсь наноматериалами и спрашивал своих японских коллег, вот вы изобрели наноматериал, когда он появится на «Тойотте». Мне сказали, что средняя скорость внедрения - 14 лет. От лаборатории до производства - очень небыстрый путь, поэтому не стоило давать радужных обещаний сделать все «нано» через три-четыре года.
Эта конференция показала огромный потенциал этой области науки. Не может наука развиваться без нанотехнологий!
Когда в России появится наноиндустрия?
Это зависит от ряда условий, но в отдельных областях, в частности, в моей области - объемных нанометаллов - прорыв может быть через три-четыре года.
* * *
Алексей Хохлов, доктор физико-математических наук, академик РАН, проректор МГУ, сопредседатель оргкомитета NANO2014:
Что показалось самым важным на конференции?
Эта конференция - 12-ая в серии международных конференций по наноструктурированным материалам. Мне кажется, что нам удалось собрать очень сильный состав докладчиков. Это действительно были выдающиеся ученые, которые на сегодняшний день активно работают в этой области. И доклады были исключительно высокого уровня.
Было много ученых из разных стран, всего в конференции приняли участие представители 57 стран. В форуме участвовали более 1000 человек. Примерно половина - это участники из России. Самая большая делегация была из США - 41. Судя по оценке всех, кто участвовал, конференция удалась. Получился, с одной стороны, хороший сплав из ведущих мировых ученых, с другой стороны, молодых ученых из России и других стран. Молодежи было много, они активно участвовали, обсуждали свои работы, задавали вопросы, и все отмечали, что их уровень достаточно высокий.
Мы постарались сделать конференцию такой, что она была действительно для ученых. Не пиар-акция, где участвуют ученые, в том числе и в ранге Нобелевских лауреатов, но уже пожилые и не всегда уже активно работающие в науке, и начальство. Такие форумы у нас тоже бывают, я этого очень не люблю. А мы проводили конференцию для активных ученых, работающих в области нанотехнологий.
Мне кажется, что уровень конференции оценили и те организации, которые поддержали форум. Мы получили хорошее финансирование от Министерства образования и науки РФ, от Московского правительства, определенные деньги от РФФИ и Роснано. Эти организации активно нас поддерживали и без них мы не смогли бы провести этот форум. На открытии выступили и Д.В. Ливанов, и В.А. Садовничий. Ректор рассказал об МГУ, было выступление и от Московского правительства.
Стоит отметить, что это первая международная конференция, которая прошла в новом, Ломоносовском корпусе МГУ. Как вы видите, здесь есть и большой конференц-зал на 800 человек, и много аудиторий рядом, в котором можно проводить секционные заседания. Фактически, это одно из немногих мест в Москве, а может быть в настоящее время и единственное, где можно проводить международные научные конференции высокого класса. Число параллельных секций у нас было 11, но можно было сделать и больше, возможности корпуса это позволяют.
Что самое трудное в организации такой конференции? Научную программу придумать или организовать всю логистику?
И то, и другое. С одной стороны, нужно привлечь ведущих ученых, сначала пленарных докладчиков, чтобы другие посмотрели на этот список, и им стало бы интересно в этом участвовать. С другой стороны, нужно выбрать помещение, нужно продумать всю логистику: встречи и проводы, визы, питание и так далее. Это все очень сложный комплекс оргвопросов. Команда молодых студентов и аспирантов МГУ проявила себя очень хорошо, они относились к этой работе не как к обязанности, а как к некоему интересному событию своей жизни, ребята старались вложить в организацию форума свою душу.
Профессор Валиев признал, что слово «нано» в России потеряло свою привлекательность. Как объяснить людям, что «нано» это нужно и важно и за этим будущее?
Если, благодаря некоторым деятелям, это слово потеряло свою привлекательность в России, то это не означает, что нанотехнологии не являются магистральным путем развития науки во всем мире. Конференция по наноструктурированным материалам собрала элиту мировых ученых в этой области. Мировая наука быстро развивается в этом направлении.
На каком уровне находятся российские исследователи в области нанотехнологий?
Число публикаций российских ученых в этой области выше, чем средняя. Если весь научный фронт - это 2-3% от публикаций, проиндексированных в Web of Science, то по нанотехнологиям - больше, чем среднее. Я думаю, что 5-7% публикаций в этой области - из России.
* * *
Александр Кабанов, доктор химических наук, директор центра нанотехнологий для доставки лекарств университета Северной Каролины, со-директор института наномедицины Каролины (Чапел Хил, США), победитель конкурса мегагрантов 2010 года, основатель и заведующий лаборатории химического дизайна бионаноматериалов в МГУ:
Что вам показалось самым важным на этой конференции?
Это была очень интересная конференция. Я специалист в области доставки лекарств, нанофармакологии, физический химик и кинетик по образованию и для меня приятно порадовал уровень пленарных докладчиков и keynote докладчиков. По уровню и по классу эта конференция вполне соответствует форумам, которые проводятся в странах с развитой научной современной инфраструктурой.
В самом начале своей лекции я сказал, что горжусь тем, что выступаю в МГУ, в своей альма-матер, и на такой хорошей конференции. Это достижение и профессора Валиева, и академика Хохлова, и я очень рад и за них, и за себя.
В моей области исследований я бы хотел отменить очень интересную лекцию профессора Дэна Андерсона (Daniel G. Anderson) из MIT о доставке si-РНК (маленьких интерферирующих РНК) - “Combinatorial Development of Biomaterials and Synthetic siRNA Delivery Systems”. Надо сказать, что с профессором Андерсоном нас связывает совместная работа, потому что не так давно мы с ним стали партнерами, содиректорами Сколтеховского проекта центра РНК-терапии, который сейчас реально начал функционировать в Сколтехе. Андерсон возглавляет этот проект со стороны MIT, я - со стороны МГУ, а профессор Виктор Котелянский - от Сколтеха.
Была очень интересная лекция профессора Райнера Джордана (Rainer Jordan) «Poly(2-oxazoline) Nanocarriers for Cancer Therapy», связанная с полиоксазолиновыми наноносителями для терапии рака. Invited лекция профессора Татьяны Бронич (Tatiana K Bronich) «Ionic Nanogels for Targeted Drug Delivery in Cancer» и уже более короткая лекция ученой, находящейся на более ранней стадии карьеры, Натальи Нуколовой «VEGF-Targeted Delivery of Nanoparticles to the Brain Tumor» были посвящены наногелям и использованию наногелей для лечения рака.
Надо сказать, что Наталья Нуколова представляла ту часть работы, которую она выполнила в России, и это очень качественная работа. Я очень рад, что специалист такого высокого уровня (она провела 4 года на Западе) вернулась в Россию и здесь ведет это направление.
Я был очень сильно впечатлен и лекцией «Гетеренаноструктуры для диагностики и терапии» (“Heteronanostructures for Diagnostics and Therapy”) профессора Сергея Деева из Института биоорганической химии РАН. Он представил очень интересную работу по композитным наноматериалам на основе неорганических частиц и белковых молекул. Огромное впечатление на меня произвела лекция Чада Миркина (Chad A. Mirkin) «Spherical Nucleic Acid (SNA) Nanostructures as Intracellular Probes and Gene Regulation Agents».
С полной программой конференции можно
ознакомиться на ее сайте Наталья Демина
Источник