Пекка Вильякайнен: Я вижу большой потенциал у российского рынка

Jul 02, 2014 14:47

В рамках Startup Village в «Сколково» cоветник президента фонда «Сколково» рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС, почему он выбрал Россию, и что нужно для успешного стартапа



Пекка Вильякайнен в мировом бизнес-сообществе фигура знаковая. Свое дело он организовал уже в 13 лет, когда основал компанию Oy Visual Systems Ltd. В 1998 году ее приобрела компания Tieto. Работая в Tieto, Пекка Вильякайнен занимался решением комплексных вопросов управления бизнес-процессами и политической тематикой внутри крупных международных организаций. За свою напористость при достижении намеченной цели финский предприниматель получил от руководителя Microsoft Стива Баллмера прозвище «Бульдозер».

- Чем привлекла вас работа в «Сколково»?

- Трудный вопрос. У меня было несколько причин для работы здесь. Прежде всего, я пришел работать не на «Сколково», а на Российскую Федерацию. Безусловно, «Сколково» является важной частью модернизации России в целом. Я заинтересован в том, что происходит по всей России и хотел бы объединить институты развития во всей стране.

Во-вторых, всю свою жизнь я был бизнесменом. И я считаю, что я еще достаточно молод (мне всего 42 года), чтобы уходить в отставку. Я считаю, что важно постоянно получать новые навыки, и я вижу большой потенциал у российского рынка в целом.

В-третьих, несмотря на то, что я не похож на ангела, я являюсь бизнес-ангелом. И я вижу здесь возможности для инвестирования. Кроме всего прочего, моя семья - наполовину русская. Я хочу, чтобы мои дети, когда они вырастут, занимались бизнесом здесь.



В-четвертых, российское правительство хорошо идет на контакт, с ним легко вести переговоры.

- На Startup Village многие спикеры, в основном российские, говорили о трудностях реализации проектов в России. Сравнивая с Финляндией, действительно ли здесь сложнее воплотить стартап в жизнь?

- Я не согласен с этим утверждением. Слишком многое в России списывают на обстоятельства. Я основал свою компанию 27 лет назад в деревне с населением в 250 человек. И я никогда не думал, что это сложно. Я хотел заниматься бизнесом, и я решал любые проблемы, которые возникали. Это звучит абсолютно глупо, когда в таких крупных городах, как Саранск, Воронеж или даже Новосибирск, молодые люди спрашивают, возможно ли начать бизнес в таком маленьком городе. Для меня это мегагорода, супергорода. Именно поэтому я и говорю, что в России слишком часто жалуются на обстоятельства. Начать свой бизнес - это всегда вызов в любой стране. Вам нужна удача, много энергии и хорошая команда. Если бы я хотел основать компанию из ста человек, которая бы занималась разработкой программного обеспечения, не думаю, что в России это было бы сделать сложнее, чем в Хельсинки. Очень многое уже сделано для открытия своего бизнеса в России, и еще больше будет сделано. Люди начинают понимать, что мы делаем это не для шоу, а по весьма весомым причинам, чтобы появлялся новый бизнес с новыми рабочими местами.

Недавно мне позвонила теща, которая живет на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Ей 74 года, и она совершенно далека от бизнеса. Она спросила: «Пекушка, чем ты занимаешься? Все вокруг говорят о стартапах, даже соседка из соседней квартиры спрашивает меня, что такое стартап?» Я ей ответил: «Все хорошо. Ничего криминального». Если даже моя теща начала понимать, что это важно, значит, мы не зря работаем.

- Startup Village существует уже второй год. Отслеживаете ли вы проекты, которые победили в прошлом году? Воплотились ли они в жизнь?

- Такой статистики мы не ведем, у нас даже нет механизмов отслеживания. Это индивидуальные отношения между компанией и инвестором. Я себя считаю частью правительства, поэтому мы должны держаться в стороне от бизнеса. Правительство не должно влиять на него. Тем не менее, из 50 лучших компаний в прошлом году 35 получили финансирование. Я могу гарантировать, что внимание к компаниям после Startup Village будет более пристальное, чем после другого мероприятия. Я хотел бы обратить внимание, что Startup Village - это не соревнование. Я знаю, что русские очень любят соревнования и рейтинги. Для меня эти вопросы не имеют значения. Мы делаем это для того, чтобы из восьми тысяч участников мероприятия хотя бы половина получила новые знания, поэтому мы здесь.

- Не буду вас спрашивать о лучших проектах, но все же по итогам первого дня Startup Village какие-то проекты заинтересовали вас как бизнес-ангела?

- Сегодня я весь день либо общаюсь со СМИ, либо выступаю на сцене. Я сфотографировался с участниками раз 150 за сегодня. Русские обожают фотографироваться. Сегодня я не отсматривал проекты, но многие из них я видел уже в ходе Startup Tour. Точно могу сказать, что в этом году появилось очень много новых компаний. Для развития российской экономики нам нужны тысячи таких компаний, а не единицы.

- Russian Startup Tour проходил по 28 городам. Какие города посетили вы? Какое место произвело на вас наиболее сильное впечатление?

- Я объехал все эти города, от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Ханты-Мансийска до Астрахани. Особенно меня впечатлил Ханты-Мансийск. Во-первых, я даже не подозревал о его существовании. Когда мы приехали туда, там было снега по колено, на мероприятие пришло 300 человек. Это, конечно, не самое большое количество участников, но каждый пришедший участник, преподаватель из университета, журналист были полностью поглощены идеей стартапа. Мне нравится такой прямолинейный подход. Я - финский конь, я люблю прямоту.

Беседовала Анастасия Царегородцева

ИТАР-ТАСС

стратегия развития, Сколково, startup village

Previous post Next post
Up