Ученые
НИ ИрГТУ получили патент на гибридную силовую установку для автомобиля, использующую энергию отработавших газов. Разработка позволяет значительно увеличить КПД двигателя, а также улучшить топливно-экономические показатели автомобиля и снизить токсичность выхлопных газов.
На сегодняшний день все автопроизводители заинтересованы в том, чтобы уменьшить расход топлива и повысить уровень экологичности применяемых технологий. На это ориентированы уже созданные электрогибриды, водородные автомобили. Данные силовые установки имеют высокую сложность, обеспечивают автомобилям малую дальность хода, требуют длительной подзарядки батарей. Политеховцы отмечают, что главная проблема заключается в больших потерях мощности при преобразовании тепловой энергии в механическую. Проект иркутских изобретателей направлен на минимизацию потерь за счет прямого механического привода.
-
В коллектив проекта входят пятикурсники института авиамашиностроения и транспорта ИрГТУ Антон Ковалев и Евгений Бодров. Они занимаются разработкой установки в течение трех лет под руководством заведующего кафедрой автомобильного транспорта ИрГТУ Александра Федотова. Как поясняет один из авторов устройства, за это время установка претерпела множество различных усовершенствований и конструктивных изменений.
-
«Концепция проекта заключалась в том, чтобы использовать часть тепловой энергии, выбрасываемой в атмосферу, для получения энергии механической. Как правило, 40% мощности двигателя теряется с выхлопными газами. Мы намерены половину этого использовать для получения механической энергии. Таким образом, КПД увеличится почти на 20%. Еще на начальной стадии мы поняли, что для этого нужно использовать паровую энергию, поэтому оптимальным вариантом стала паровая турбина. Она достаточно компактна и у нее высокий КПД. Затем мы разработали трансмиссию и стали рассматривать несколько вариантов привода. В нашем случае на автомобиле появляется два мотора: двигатель и паровая турбина», - говорит А. Ковалев.
По его словам, при использовании тепловой энергии отработанных газов, вода под действием высокой температуры нагревается и превращается в пар. Электромагнитный клапан по сигналу электронного блока управления осуществляет его подачу в паровую турбину, тем самым приводя ее в движение. Постепенно весь цикл повторяется. При этом давление пара в накопителе поддерживается на относительно постоянном уровне.
Студент рассказывает, что ближайшие аналоги создают крупнейшие мировые автопроизводители, такие как BMW и Honda. А. Ковалев подчеркивает, что технология, разработанная в Техническом университете, может быть адаптирована к любой модели авто.
«Мы предлагаем простую конструкцию. Сейчас я провожу расчеты для определения экономии топлива. По предварительным оценкам, она составит 25-30%, - утверждает молодой человек. - О промышленной реализации пока говорить сложно. На данном этапе нам необходимо подготовить прототип, испытать его. Для этого необходимы инвестиции».
А. Ковалев сообщает, что в настоящее время изобретатели рассчитывают экономические показатели проекта, чтобы в дальнейшем предложить установку отечественным автоконцернам.
Ирина Афанасьева
Оригинал опубликован
nanonews. в
Гибридную силовую установку для автомобиля запатентовали изобретатели ИрГТУ
источник: www.istu.edu