Газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" (фоторепортаж)

Apr 07, 2014 15:26


В дополнение к предыдущему постуо газопроводе "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" - ещё одно фотопутешествие от Александра Russos'а Попова.

В прошлом году я совершил увлекательное путешествие по Хабаровскому краю и Сахалину. В Хабаровске я бывал и раньше, а на Сахалин попал впервые. В отдельном посте покажу романтические красоты и суровую реальность этого острова, а сейчас - рассказ о том, как природный газ из месторождений острова попадает в дальневосточную систему магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток».

На сайте «Газпрома» вы может найти официальную версию фоторепортажа, а я традиционно покажу несколько иное.

Но сначала немного теории. Основной ресурсной базой для развития газотранспортной системы являются месторождения шельфа Сахалина, в том числе проекта «Сахалин-3». Киринское месторождение - часть проекта «Сахалин-3», и запасы месторождения по категории С1 составляют 162,5 млрд куб. м газа и 19,1 млн т газового конденсата. В октябре 2013 года на Киринском месторождении состоялись первый пуск газа и испытание системы его транспортировки до газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Проектный уровень добычи газа - 5,5 млрд куб. м в год.

Особенность этого месторождения: располагается под водой. После пробуривания всех скважин на поверхности моря не осталось ни одной буровой платформы: всё оборудование находится на дне. На глубине 90 метров. В российской практике такой метод добычи применяется впервые. Теперь давайте проследим путь газа от месторождения до почти конечного потребителя.

На заглавной фотографии вы видите площадку на берегу. От неё протянут шлангокабель на 29 километров, в Охотское море.




1. Так как сейчас попасть на подводное месторождение довольно затруднительно, то придётся ограничиться трёхмерной визуализацией комплекса на дне. Четыре скважины (маленькие жёлтые коробки) и манифольд. В нём собирается газовая смесь и отправляется на берег.



2. Подводное оборудование рассчитано на 30 лет работы.



3. Бытовой городок, входящий в технологический комплекс.



4. А вот и сам береговой технологический комплекс. Отсюда газ по газопроводу пересекает почти весь остров с востока на запад и попадает на компрессорную станцию, которая уже выдает газ в магистральный газопровод до Владивостока.



5. Невероятно красивая и труднопроходимая местность. К береговому комплексу, конечно, есть дорога, но ехать по ней довольно долго. Вертолёт и вездеход здесь - основные средства передвижения.



6. Суровое Охотское море. Не думайте, что если солнечно, то тепло. Температура воздуха плюс 11-15 градусов - и уже подул холодный ветер. А температура воды в сентябре, когда проводилась съемка, достигла своего максимума - аж 10 градусов тепла!



7. Кстати, береговой технический комплекс расчитан на работу с тремя месторождениям, входящими в проект «Сахалин-3»: Киринским, Южно-Киринским и Мынгинским.



8. Одно из самых интересных и необычных сооружений на газопроводе, от месторождения до компрессорной станции - мост через реку Набиль.



9. В околорусловой части этой реки находится активный тектонический разлом. Здесь газопровод выходит на поверхность и через специальный мост переходит на другой берег. Общая протяжённость надземного перехода составляет около 360 метров. Всего в ходе строительства было выполнено более 10 переходов через водные преграды, 3 из них - методом наклонно-направленного бурения.



10. При разработке проекта строительства газопровода особое внимание было уделено экологическим вопросам и последующей рекультивации почвы.



11. Начальник производственной площадки «Северо-Сахалинская» Сахалинского линейного производственного управления магистральных трубопроводов (ЛПУМТ) ООО «Газпром трансгаз Томск» Александр Перминев вместе с коллегой снимает видео трассы. Потом, на работе, можно будет подробнее её рассмотреть и увидеть проблемы, если они есть.



12. Протяжённость газопровода от технологического комплекса до компрессорной станции с учётом резервной нитки составила 145 км.



13. Трасса газопровода на о. Сахалин (а это регион с повышенной сейсмической активностью) прошла через четыре зоны активных тектонических разломов, по болотистой местности (более 60% территории).



14. Но несмотря на все трудности газопровод построен и готов к эксплуатации!



15. А сейчас давайте заберёмся на вышку связи вместе с Николаем Золотайкиным, электромонтёром станционного радиооборудования 4 разряда Сахалинского ЛПУМТ, и посмотрим на компрессорную станцию с высоты птичьего полёта.



16. ГКС «Сахалин». Собственно, здесь и начинается газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Расположена станция рядом с селом Вал, в часе езды от города Ноглики, среди лесотундры.



17. На дальнем экране диспетчерской показывается пролив Невельского - самая крупная водная преграда. Здесь самое маленькое расстояние (примерно 7,3-7,5 километров) между островом и материком. Через этот пролив газ приходит на материк и затем «спускается» в район Владивостока. А вообще, трасса газопровода пересекает более 400 водных преград - как на Сахалине, так и на материке. На всех подводных участках уложены резервные нитки и применены трубы повышенной прочности.



18. Для предохранения оборудования газокомпрессорной станции от преждевременного износа поступающий на станцию газ должен быть очищен. Это делают на циклонных пылеуловителях.



19. Несмотря на то, что оборудование рассчитано на 9-балльное землетрясение, на каждой опоре стоит сейсмодатчик. Плюс ещё сделана система мониторинига вдоль трассы. В случае толчка сразу видно, где и какие были смещения.



20. Сейчас на ГКС «Сахалин» установлено два газоперекачивающих агрегата (ГПА) мощностью по 16 МВт каждый - они позволяют прокачивать по газопроводу 6 млрд куб. м газа в год. По мере увеличения поставок газа в систему на головной компрессорной станции планируется поставить ещё шесть ГПА, а по трассе газопровода - 13 компрессорных станций, что позволит прокачивать до 30 млрд куб. м газа в год.



21. На ГПА применены два весьма интересных новшества.



22. Во-первых, газомасляный теплообменник. Принцип его работы прост как всё гениальное. Дело в том, что для смазки и охлаждения движущихся частей агрегата используется масло. Раньше ГПА оснащали громоздким и технически сложным аппаратом воздушного охлаждения масла. А для разогрева газа устанавливали специальный подогреватель. Теперь масло охлаждают с помощью газа, температура которого при поступлении в систему - от −1 до +5 °C. Газ попадает в теплообменник, где циркулирует масло с температурой +95…+140 °C. Соответственно, масло охлаждается примерно до +60 °C, а газ перед подачей в газовую турбину нагревается. Так «убивают двух зайцев» сразу. Это отечественная разработка, которую применили впервые. Странно, что до этого не додумались раньше.



23. Второе новшество - магнитные подвесы для компрессора. В компрессорах предыдущего поколения крутящийся вал крепился с помощью подшипников, в результате возникало трение и устройство нагревалось. Теперь вал крутится в электромагнитном поле - экономично, и смазка не требуется. Степень сжатия подобных агрегатов - 2, а у обычных компрессоров - 1,6.



24. Двигатель, который крутит компрессор. По сути, обычная авиационная турбина, но на газу.



25. Электростанция собственных нужд. ГПА хоть и является сердцем станции, но чтобы его запустить, нужно электричество.



26. Газопоршневой двигатель внутреннего сгорания - дизель на газу.



27. А эта особенность предназначена для суровых зимних условий - подогреватели моторного отсека для автомобилей.



28. Виталий Багаев - машинист технологических компрессоров ГКС «Сахалин».



29. Головная компрессорная станция - сердце газопровода.



30. Именно сюда поступает газ со всех месторождений, чтобы дальше уйти в магистральный газопровод.



31. Вахтовый поселок в селе Вал.



32. Окрестности города Бикин в Хабаровском крае.



33. Здесь будет находится одна из тринадцати компрессорных станций, которую построят позже, по мере увеличения поставок газа.




.::кликабельно::.

34. Камеры для приёма и запуска очистных устройств. Они же «скребки», «свиньи» или «поросята». Также здесь запускают дефектоскоп. Но самое интересное - ответвление для компрессорной станции. Почему оно выходит наверх? Ваши версии?



35. Мастер участка по эксплуатации и ремонту газопровода Хабаровского ЛПУМГ Евгений Стефанюк (слева) и слесарь-ремонтник участка эксплуатации и ремонта газопровода Хабаровского ЛПУМГ Руслан Пехтерев демонстрируют ручной процесс переключения режима подачи газа, хотя обычно это делается дистанционно - везде телемеханика.



36. «Идём» дальше по трассе газопровода.



37. Одна из трёх газораспределительных станций в Хабаровске. Именно здесь в газ добавляют одоранты, помогающие оперативно обнаружить утечку газа. Эти вещества имеют резкий неприятный запах. Например, гнилой капусты, прелого сена, тухлых яиц. Сейчас на этой станции «запитываются» газом несколько потребителей - ТЭЦ РАО «ЕЭС Востока», Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, завод по производству стекловолокна, объекты агрокомплекса и другие промышленные предприятия. И, конечно же, население.



38. Хабаровское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск», которое обслуживает свою часть газопровода. Дальше эстафету перехватывают коллеги из Владивостока.



39. Хабаровский региональный диспетчерский пункт. На вахте - старший диспетчер Евгений Москаленко.



40. Основная задача ГРС - снизить давление газа, чтобы можно было подать его в сети низкого давления конечным потребителям. На фото вы видите узел редуцирования, где этот процесс и происходит.



41. Во время сильнейшего наводнения в Хабаровском крае в конце лета - начале осени прошлого года работники ЛПУМГ проявили недюжинную смекалку, чтобы спасти дорогостоящее оборудование от наводнения - система телемеханики была перезапущена с учетом исключённых из системы приборов. Организовано дежурство и оперативные группы.



42. Проводимая дальневосточными газовиками работа дала положительный результат - бесперебойное функционирование всех производственных объектов в условиях чрезвычайной ситуации. Поставки газа потребителям осуществлялись в обычном режиме.




источник: russos.livejournal.com

Газпром, Сахалин, Хабаровск, газопроводы, Владивосток, инфраструктура

Previous post Next post
Up