Комиссию по молодёжному предпринимательству в Совете
Минобрнауки России по делам молодёжи возглавляет выпускник
НИТУ МИСиС Сергей Марданов. В то же время в своей alma mater он руководит проектами Управления науки - один из них, к примеру, направлен на внедрение в университетах специальных образовательных курсов, посвящённых технологическому предпринимательству и инновационному менеджменту.
«Если человек в рамках занятий в институте хотя бы поймёт, кто такой предприниматель, то, будь он потом хоть инженером, госслужащим или работником фонда, он сможет полноценно работать в понятной ему системе», - Сергей Марданов
После того, как комиссия приняла участие во
Всероссийском студенческом форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге, я поинтересовалась у Сергея, каковы успехи в сфере молодёжного бизнеса в уходящем году, почему многие вузы делают ставку на ФабЛабы и в каком регионе организовали правильную схему студенческого предпринимательства.
Молодёжь сегодня заинтересована в предпринимательстве, связанном именно с
наукой?
- Даже чаще, чем в обычном. Настоящее предпринимательство всегда связано с какими-то нововведениями и изменениями на рынке, когда один человек начинает включать голову и объединять вокруг себя людей, чтобы создать цепочку от производства продукта до его реализации. Поэтому мы в нашей комиссии чётко отделяем такое предпринимательство от перепродажи товаров, для которой не надо создавать специальных образовательных структур или чему-то особенно учить.
Возможно, в том, что делают сейчас ребята, не так много научной составляющей, зато есть новые схемы, которые хоть знакомы на других рынках, но молодые предприниматели пытаются адаптировать их к российским условиям. То есть эти схемы могут быть инновационными для конкретного региона и города.
И на каком же уровне такого рода бизнес находится у нас в стране?
- Хочется ответить на этот вопрос словами из фильма «Стартап», который выйдет на экраны уже в следующем году, - приблизительно они звучат так:
«Мы экспортируем знания в математике примерно в таком же объёме, как нефть».
Действительно, эти знания применяются в крупнейших компаниях, которые у всех на слуху - «Яндекс», Mail.ru, Rambler, «Лаборатория Касперского»... Уникальных российских продуктов, которыми пользуются по всему миру, много - чаще всего они основаны на математическом знании. В этом смысле мы одни из первых в мире. В материаловедении мы тоже являемся одними из лидеров. Но, к сожалению, часто не умеем коммерциализировать разработки, воплотить их в продукты и довести до потребителя. Тем не менее, это большой потенциал, и сейчас государство даёт шанс людям развиваться, финансируя различные фонды, вузы, которые поддерживают эту сферу, и региональные центры, создающие инновационную экосистему.
Обсуждение проблем молодёжного предпринимательства на Всероссийском студенческом форуме
А на Всероссийском студенческом форуме вы проводили заседание комиссии в рабочем режиме?
- Скорее нет: на
Студфоруме к нам пришли незнакомые люди - внешние эксперты и просто участники с проектами, которые интересовались молодёжным предпринимательством. Поэтому мы пытались определить проблемы, существующие в сфере обучения студентов предпринимательству, в области развития их проектов. Мы демонстрировали ребятам лучшие практики по созданию вузовских сообществ в области предпринимательства - их место, роль в университетах, какие есть программы, как молодёжное предпринимательство встроено в образовательную деятельность. Нередко специальные программы предоставляют межвузовские площадки: например,
Открытый университет Сколково предлагает абсолютно всем студентам России участвовать в конкурсах, смотреть онлайн-лекции. В гостях на заседании нашей комиссии побывала и площадка Московской торгово-промышленной палаты
«Поколение-2025» - они по всей стране организуют мероприятия по поддержке молодёжного предпринимательства.
Кроме того, мы пообщались с ребятами, которые хотят создавать малые инновационные предприятия по 217-ФЗ, и несколько приглашённых нами экспертов рассказали им о новых законодательных изменениях. Например, у нас был человек, который входил в рабочую группу при Министерстве образования и науки по модернизации закона о МИПах, - Андрей Нечаев.
Какие сейчас проблемные точки в сфере молодёжного бизнеса? В разных регионах разные?
- Конечно, ведь где-то есть целые программы по развитию молодёжного предпринимательства, где-то - хотя бы сильные вузы; в других регионах же работают только федеральные программы вроде «Ты - предприниматель». Есть и трудности инициативы снизу - то есть со стороны студентов. Это связано с отсутствием в некоторых вузах и регионах популяризации бизнес-деятельности.
В резолюции форума нынешнего года мы рекомендовали всем ректорам России создавать в вузах центры начинающего предпринимательства. Они сейчас активно развиваются в Москве благодаря тому, что у неё есть
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, который многих уже лет активно занимается этим вопросом.
Есть ли образцовые регионы, помимо столицы?
- Петербург и Томск. В Томске вообще был создан первый в Сибири студенческий бизнес-инкубатор, причём не все его проекты можно было назвать высокотехнологичными - это и Интернет-сайты, и сервисы. В Питере в НИУ ИТМО внедрили успешную схему по созданию IT-стартапов и теперь пытаются
распространить её по европейской программе «Эврика» в других регионах. В
петербургском Политехе продвигают
ФабЛаб и систему научно-технического творчества молодёжи.
Как организовать малое инновационное предприятие (МИП) при вузе: студенты активно интересуются этим вопросом
Как вы думаете, почему такая ставка делается на ФабЛабы?
- Благодаря 3D-печати индивидуальное производство в целом будет набирать обороты - мы все постепенно уходим от массового производства. А пока ребята в таких лабораториях или в центрах инновационного предпринимательства, которые были созданы благодаря
Минэкономразвития, могут, как минимум, недорого сделать опытный образец и показать его инвестору. И такие проекты, выходя из ФабЛабов, могут перерасти в серьёзное производство и бизнес.
Появится ли в образовательных программах вузов предпринимательская составляющая?
- В НИТУ МИСиС мы уже ведём один проект с
Российской венчурной компанией, который связан с внедрением курса по инновационной экономике и технологическому предпринимательству в вузах России. Это пока пилотный проект в пяти вузах - МИСиС,
Московский горный университет,
МГТУ им. Баумана,
Рязанский радиотехнический и
Самарский аэрокосмический университеты. Однако мы уже получили информацию из вузов Казани, Новосибирска и Петербурга - там тоже хотят внедрить этот проект у себя для бакалавров.
В некоторых вузах - например, в томском
ТУСУРе - предпринимательская деятельность уже полностью включена в образовательный процесс: у них есть отдельный курс, после которого появляется несколько десятков проектов - затем они подаются на разные конкурсы, переходят в бизнес-инкубатор и создают сотни новых рабочих мест. Некоторые предприятия Томска, созданные почти 10 лет назад в бизнес-инкубаторах, организуют при университете базовые кафедры и становятся заказчиками на новые кадры. Так что в Томске уже давно построили правильную схему.
На самом деле почти во всех исследовательских университетах в приоритете три ветви деятельности - образовательная, научная и инновационная. И они так или иначе переплетаются. Конечно, необязательно все студенты должны по окончании университета стать предпринимателями - по мировой статистике людей с таким потенциалом всего 5%. Но если человек в рамках занятий в институте хотя бы поймёт, кто такой предприниматель, как с ним сотрудничать, как функционирует инновационная экономика и какое место занимает малое предприятие в ней, то, будь он потом хоть
инженером, госслужащим или работником фонда, он сможет полноценно работать в понятной ему системе.
Ясиновская ЕлизаветаSTRF.ru