В Иванове работают над технологией доставки лекарственных препаратов в организм человека

Nov 29, 2013 22:48




Нонна Алешина и Елена Парфенюк в лаборатории Института химии растворов им. Г. А. Крестова РАН. Фото: Анастасия Бероева

Около пяти лет в Иваново в Институте химии растворов им. Г. А. Крестова РАН двое ученых, Нонна Алешина и Елена Парфенюк, пытаются улучшить фармакологические свойства препарата, применяемого в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Ивановские исследователи разрабатывают уникальную лекарственную форму, которая позволит сократить прием таблеток. Испытания проводят над молсидомином - активным веществом в лекарствах, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

Около пяти лет в Иваново в Институте химии растворов им. Г. А. Крестова РАН двое ученых, Нонна Алешина и Елена Парфенюк, пытаются улучшить фармакологические свойства препарата, применяемого в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Ивановские исследователи разрабатывают уникальную лекарственную форму, которая позволит сократить прием таблеток. Но дальнейшие исследования под вопросом

Испытания проводят над молсидомином - активным веществом в лекарствах, предназначенных для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Это вещество содержится в таких лекарствах, как «Диласидом» и «Сиднофарм» и само по себе не уникально. Обладая сосудорасширяющим действием, молсидомин препятствует развитию в организме тромбоза и играет значительную роль в профилактике стенокардии. Ученые намерены, не изменяя количества активного препарата в лекарстве, продлить действие одной таблетки как минимум до суток.

«Этот препарат людям приходится принимать по 2-3 раза в день, чтобы достичь нужной терапевтической дозы. И из-за такого многократного применения случается, что терапевтическая доза зашкаливает, возникает риск передозировки, люди начинают испытывать различные побочные эффекты: головную боль, тошноту и т.д. Мы решили разработать препарат пролонгированного действия, чтобы хватало одной таблетки в сутки. Кроме того, мы рассчитываем, что люди после приема таблетки не будут испытывать сильных побочных эффектов», - рассказала Елена Парфенюк, старший научный сотрудник Института химии растворов им. Г. А. Крестова РАН.


Подобные препараты создать уже пытались. В них закладывалась большая доза молсидомина. За счет увеличения дозы действие препарата длилось дольше, но побочные эффекты от этого не уменьшались, а наоборот. Инновационность разработки ивановских ученых состоит не в увеличении дозы, а в изменении композита, из которого будет медленно высвобождаться препарат, попадая в организм. То есть препарат будет поступать в организм длительное время, сократится частота приема таблеток и резко уменьшится риск передозировки и побочных эффектов. Все дело в наночастицах.

«По сути это новая система «доставки» препарата по организму. К сожалению, у нас в России препараты, которые снабжены улучшенными системами доставки, мало разрабатываются. В мировой фарминдустрии 30% препаратов, которые продаются в аптеках, снабжены улучшенными системами «доставки». И улучшение достигается не за счет вносимых изменений в само активное вещество, а просто меняется система «доставки» - мы делаем так, чтобы он пролонгированно высвобождался малыми дозами в крови. Хотим мы этого добиться путем капсулирования молсидомина в маленькие частицы диоксида кремния», - объяснила Нонна Алешина, младший научный сотрудник Института химии растворов им. Г. А. Крестова РАН.

Разработкой занимаются уже несколько лет, но сейчас исследования подошли только ко второму этапу.

«На этом этапе мы будем следить за тем, какие частицы высвобождают препарат именно с той скоростью, с которой необходимо, чтобы в организм нужная доза препарата поступала длительное время. Все испытания мы пока проводим в своих лабораториях», - сообщила Елена Парфенюк.

Пока что опыты ученых проходят по плану и дают положительные результаты. Стоит надеяться, что все первоначальные испытания пройдут успешно, и химики смогут передать результаты своих исследований биологам для проведения дальнейших испытаний.

«Дело в том, что этот препарат оказывает свое терапевтическое действие только после того, как попадет в печень. Если некоторые лекарственные препараты можно проверить сначала на клетках крови, то есть вне организма, то испытания этого препарата могут быть проведены только внутри организма. Мы не знаем, как в дальнейшем сложится наша разработка, поэтому сейчас мы далеко не загадываем. Нам бы очень хотелось, чтобы наши труды не пропали даром, чтобы наша разработка принесла пользу людям, но что будет дальше - пока неизвестно», - сказала Нонна Алешина.

Подобными испытаниями в России занимаются только ученые в Санкт-Петербурге. И если в других странах исследователи изучают подобную технологию усовершенствования лекарственных препаратов с энтузиазмом, то в нашей стране ей не уделяют должного внимания. Елена Парфенюк и Нонна Алешина предполагают, что лабораторные исследования продлятся еще 2-3 года. Только тогда можно будет начать клинические испытания.

Тогда и потребуются деньги, которых у российской науки всегда не хватает. Если ученые не получат какой-либо грант или им не окажут спонсорскую поддержку частные лица, разработка рискует не выйти за пределы химической лаборатории. А даже если все испытания пройдут успешно и ученым удастся найти средства, пройдут годы, прежде чем новое лекарство окажется на аптечных прилавках.

Непонятно, как сложится судьба и самих ученых. Нонна Алешина на днях закончила аспирантуру, и теперь не ясно, останется ли она работать в институте. Ставок для молодых ученых там сейчас нет. Соответственно, остается открытым и вопрос о том, кто и как будет продолжать эти исследования дальше.

Анастасия Бероева, Rusplt.ru

биотехнологии, медицина и фармацевтика, лекарства, Иваново, фармакология

Previous post Next post
Up