Инновации против «троллей»

Jul 02, 2013 22:57


Поговорить с Олегом Дьяченко, членом совета директоров управляющей компании «Сберинвест», я хотела в первую очередь об инвестициях в молодёжные инновационные проекты, поскольку «Сберинвест» регулярно принимает участие в конкурсах студенческих и школьных стартапов - начиная с «Телеком Идеи» и заканчивая видеоконкурсом «Innostar - Звезда инноваций». Но Олег Геннадьевич упорно уводил беседу в сторону политики, припомнив и проплаченные митинги в Москве, и действия агентства Reuters в Средней Азии в XIX веке, и Каддафи с Мубараком…


Олег Дьяченко: «Молодых людей, готовых к технологическому бизнесу, в стране немного»
«Всё взаимосвязано», - сказал он мне и предложил чаще погружаться в историю, даже если речь идёт о науке и инновациях. Он рассказал о том, почему сегодняшней молодёжи стоит обратить внимание на технологии «троллинга», как попасть России на перспективный сырьевой рынок (рынок воды) и почему учёные во всём мире так и не научились делать презентации своих проектов.

Чем интересны молодёжные проекты для поддержки и инвестирования?

- Людьми в первую очередь. Основная ценность молодёжи - это то, что они инициативны и не боятся делать какие-то вещи, на которые люди старшего поколения не решатся из-за больших рисков. Увы и ах, но людей в стране немного. Я имею в виду тех, кто готов к бизнесу, - особенно к технологическому. Поэтому мы постоянно участвуем в молодёжных конкурсах РВК, ОАО «Роснано», в «Телеком Идее». Сами организуем открытый конкурс «Учись мобильно!» - по тематике мобильных приложений. Мониторить стараемся всё, потому что проектов не хватает. Если есть хороший проект, финансовых ограничений нет.

У вас уже есть опыт с хорошими студенческими стартапами?

- Мы пробуем с двумя институтами проекты в сфере энергетики. Вместе с молодёжной командой Бауманки делаем стартап в сфере металлургии, хотя раньше времени говорить о нём не стоит. В Краснодаре мы смотрим проекты по агробиотехнологиям, а в Обнинске стараемся финансировать даже стартапы физико-математической школы - там МТС создали АУНИЦ, а мы периодически проводим совместные с ними мероприятия по отбору стартапов.


Мы вообще обращаем внимание на мобильные приложения, IT, да и на всё, что с этим связано, поскольку это максимально перспективно: мир уже перешёл в смартфоны - это необратимый процесс. Я сам поймал себя на мысли, что за последний год я книжек двадцать прочитал на мобильном телефоне, скачивая их из интернета. На конкурсе «Учись мобильно!» мы начали с языков, потому что это самое востребованное: все пытаются учить иностранные языки, но ленятся, и мобильные приложения - как раз для них. Вообще интернет сейчас развивается сразу по пяти базовым позициям - это сращивание онлайна с офлайном, образовательные функции, развлечения (книги, кино, музыка и игрушки), социальные сети и, конечно, «облачная» тема, ведь объём информации становится таким, что его невозможно удержать.

То есть вы считаете IT наиболее перспективными для начинающих?

- Безусловно, потому что вход на этот рынок очень дешёвый. Но сейчас востребована и энергетика, причём во всех направлениях - начиная с возобновляемых источников энергии и заканчивая газом, углём, мазутом и гидроэнергетикой. Население за последние восемь лет выросло на один миллиард, и там, где холодно, требуется свет и тепло, а там, где жарко, - свет и холод, то есть кондиционирование. Всё это завязано на энергетике, поэтому неудивительно, что рост заказов в энергетике за эти годы составил 20%.

А ведь ожидается и дальнейшее развитие - благодаря либерализации отдельных регионов после всех революций, «арабских вёсен и зим». Они будут искать недорогие технологии для обеспечения своего населения светом и водой. Кстати, вода - это ещё один стратегический рынок. Чтобы и нам на него попасть, нашей стране надо провести революцию в какой-нибудь южной стране и взять в ней под контроль базовые отрасли, как это делают американцы и англичане. Так было с Советским Союзом, с Каддафи и Мубараком…

Это уже разговор о политике…

- Всё взаимосвязано. Кстати, ещё одно направление, где действительно может пробиться молодёжь, - это гуманитарные технологии. Например, противостояние «троллингу» - то есть отбивание «троллей» и воздействие на большую массу людей через интернет путём контроля ряда веб-площадок и ряда журналов. Это очень важно, ведь, к сожалению, романтики, которые идут на митинги и первыми попадают под пули, даже не задумываются, что те кем-то проработаны и проплачены. Так что работа с «троллингом» - направление очень перспективное.

Ощущаете разницу между стартапами в регионах и в столице?

- Москва вся перекошена в IT-технологии, а в регионах больше как раз прикладных - агробиотехнологии, металлургические, нефтесервисные проекты. Кстати, агробиотехнологии - это тот серьёзный кусок, в котором у России есть преимущество. Во-первых, у нас 30% мировых пахотных земель, а во-вторых, 28% мировых запасов пресной воды. Живой пример: мы внезапно оказались в пятёрке передовых экспортёров зерна за последние 10 лет. При этом государство не вкладывало почти ни копейки в помощь экспортёрам, работал только частный бизнес. В противном случае мы были бы в тройке лидеров.

А что касается нефтесервисных проектов, то с Уфимским авиационным техническим университетом мы пробуем несколько проектов по созданию производства нефтесервисного оборудования, которое можно будет применить сначала в «Башнефти», а потом в «Сургутнефтегазе» и «Лукойле».

К сожалению, в регионах многие чиновники стараются больше отчитаться за молодёжные инновации, нежели реально научить ребят прикладной работе. И молодёжь там делает не столько смелые и рисковые проекты, сколько такие, на которые их толкают эти чиновники, - и в институтах в том числе: например, ректору надо отчитаться по науке на малых инновационных предприятиях. В результате у ребят не получается, и они больше не пробуют и уходят куда-нибудь в торговлю. А это страшно.



Г-н Дьяченко вместе с Михаилом Козловым, директором по инновациям и возобновляемым источникам энергии «РусГидро», на форуме «Открытые инновации»

Тогда лучше совсем не отчитываться? Куда тогда утекут средства?

- Да это сейчас все набросились на «Роснано» и «Сколково» за растраты, но, кажется, забыли, что два года назад их дёргали за неосвоение средств. Они и вложили быстро. А быстро вложить - значит толком не оценить проект, не подготовить. У меня тоже такая история была - меня просили скорее инвестировать в проект, бегом, невзирая ни на что. Я чувствовал, что будут явные убытки, и теперь второй год мучаюсь, переформатирую проект в совершенно другой бизнес.

Это наша всеобщая проблема: главное - отчитаться. По-моему, лучше планировать пятилетками - это была нормальная программа в Советском Союзе. На XXIII съезде КПСС Косыгин говорил о территориально-производственных комплексах. Это то же самое, что сейчас называют кластерами. Но теперь их иногда «из пальца высасывают»: во многих областях стали вдруг появляться биофармацевтические кластеры - в отсутствие учёных, рабочих и производственных помещений.

Может, молодым ребятам лучше всё-таки пойти в торговлю?

- Я сторонник того, что надо делать хотя бы что-то. Как у учёных - методом проб и ошибок, потому что худо-бедно, но Бауманка благодаря работе на малых предприятиях и продаже лицензий заработала миллиард рублей. По моим понятиям, это очень неплохой заработок, который надо рекламировать. За счёт этих денег они поддерживают молодёжный центр и ещё ряд программ и лабораторий. МИПы сами по себе - показатели того, что где-то есть инициативные и заточенные на работу люди, и они могут помочь этим людям сделать бизнес. Например, в МГУ есть хорошее МИП по созданию системы видеонаблюдения над футбольным полем - «камера-паук»: они уже 30 футбольных полей по Европе обеспечили. И десяток у нас.

Конечно, есть то, что государство обязательно должно делать, - это целевые программы. Кто должен думать о такой вещи, как мелиорация? А ведь без неё невозможно развитие агробиотехнологии. То же самое и с судостроением: если не будет частичных заказов от государства, то на большой рынок никто тебя не пустит. Он очень жёстко поделен между Германией, Японией, Кореей и США.

Продвижением своих идей и управлением проектами должны заниматься сами разработчики?

- У меня есть такая поговорка: учёный и бизнесмен - это слова-антонимы. Большинство учёных не умеют делать даже презентации и писать письма - я бьюсь с этим. И с молодыми учёными то же самое. Для работы с высокотехнологичным бизнесом нужно обладать хотя бы элементарными знаниями в маркетинге и коммерции, знаниями по административному и психологическому управлению (даже в стартапе надо уметь управлять тремя-четырьмя людьми), по финансам - чтобы рассчитать расходы и доходы по НИОКР, знать базовую технологическую часть в том продукте, который человек делает.

Вот таких людей, у которых есть хотя бы зачатки этих знаний и из которых можно было бы вырастить технологичных бизнесменов, мало. Когда мы ощущаем нехватку коммерческих людей в проекте, мы говорим: давайте искать коммерсанта в вашу команду. Пробуем ребят из финансовых вузов, да и просто людей, чтобы они дорабатывали проекты.

За рубежом учёные лучше справляются с презентациями?

- Это глубочайшая ошибка. Конечно, в США базовый курс маркетинга входит в любую программу любого института. У них всё обучение построено на системе докладов и презентаций - и в школе, и в колледже. У нас такого нет: «Основы безопасности жизнедеятельности» есть, а научить человека, как ему в жизни преподносить себя с психологической точки зрения, не могут.

Но при всём при этом каждая вторая презентация в США - ничто. Даже там презентации ориентированы не на инвестора, а на технологическую составляющую. Три главные ошибки, которые делают учёные: они всё время пишут, сколько им надо расходов, и закладывают тройные затраты на НИОКР, всё время упор делают на технологию, в то время как инвестору важен результат, а третье - думают, что можно сделать бизнес в одиночку, без партнёра, с которым желательно отработать технологию.

В Европе 10-15% нормальных презентаций, мы не сильно от них отстаём. Другое дело, что в Германии и Франции многие институты и учёные привязаны к конкретным корпоративным заказчикам. Да и в Штатах, в общем-то, 93% всех инноваций делаются на заказ.

В то время как в России инновации приходится искать.

- Сейчас все эти конкурсы и «открытые инновации» - это и есть поиск. Поиск людей. Ищем не только мы: когда зарубежные компании видят технологичных и готовых к работе «пацанов», они их тут же вербуют. Я не думаю, что все уедут: мне кажется, всё будет по-российски, как обычно, - всеми путями. Кто-то уедет, кого-то из этих ребят здесь семья «повяжет», для третьих, кто занимается оборонными технологиями, будет запрет на выезд… Чем интересна Россия - мы в массе своей непредсказуемости идём по пути векторного развития. По этому поводу я всем предлагаю почитать историю. Кстати, необязательно русскую.

Ясиновская Елизавета
Источник

стратегия развития, прогресс, финансирование, молодежная политика, инновации

Previous post Next post
Up