Резидент особой экономической зоны «Дубна» научно-технологический испытательный центр (НТИЦ) «АпАТэК-Дубна» разработал технологию изготовления крыши вагона-хоппера из стеклопластика методом вакуумной инфузии. Первый опытный образец крыши такого вагона изготовлен впервые в России по заказу Уралвагонзавода и прошел испытания.
Опытный образец крыши вагона-хоппера из стеклопластика, изготовленный в «АпАТэК-Дубна».
Вакуумная инфузия - технология изготовления композитного материала, которая использует силу вакуумного давления для ввода смолы в ламинат. Это процесс, при котором с применением вакуумной пленки (мешка) создается разряжение в рабочей полости формы и, за счет разницы в давлении, происходят втягивание смолы и пропитка армирующих материалов. По сравнению с контактным формованием метод вакуумной инфузии позволяет получать стеклопластики с более высоким коэффициентом армирования и значительно более низким содержанием пор.
К главным преимуществам метода относятся:
- существенное снижение затрат и себестоимости продукции по сравнению с препреговыми технологиями;
- возможность создания высокоинтегрированных конструкций за один технологический переход;
- отсутствие ограничений по геометрии и размерам изготавливаемых изделий;
- объёмное наполнение армирующим волокном достигается свыше 60%;
- обеспечивается пористость пластика менее 1%.
Кроме того, при этом методе производства стеклопластиков значительно снижается эмиссия вредных веществ (например, стирола) в воздух рабочей зоны.
Компетенция НТИЦ «АпАТэК-Дубна» (входит в группу компаний «АпАТэК» - «Прикладные перспективные технологии») в области создания высокоответственных конструкций методом вакуумной инфузии охватывает все стадии, от проектирования технологической оснастки под заданную конструкцию, оптимизации технологического процесса на основе математического моделирования до разработки, доводки и передаче технологии изготовления в серийное производство.
В 2008 году в парке 50-летия Октября на юго-западе Москвы был смонтирован первый в России мост, изготовленный методом вакуумной инфузии в «АпАТэК-Дубна». Этот пешеходный мост (его снимок можно увидеть в фотогалерее на сайте парка) состоит из арочной центральной части и двух балочных пролётных строений, целиком изготовленных из композиционных материалов методом вакуумной инфузии за один технологический переход.
Теперь в Дубне по заказу Уралвагонзавода, также впервые в России, изготовлен и прошел испытания опытный образец крыши вагона-хоппера (так называется саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов).
В настоящее время, рассказал управляющий директор НТИЦ «АпАТэК-Дубна» Юрий Кленин, ведется работа над следующим заказом - это уже сам кузов вагона-хоппера. Сейчас специалисты предприятия находятся на этапе разработки конструкторской документации и подготовки производства.
Источник:
dubna-oez.ru