Ловушка для фрилансера

Jan 14, 2012 23:46



Опыт приходит с годами. Как и половое бессилие...

Фрилансером на самом деле можно неплохо зарабатывать - если правильно распределять своё время, быть высокоорганизованным и правильно себя поставить с заказчиками. Понятно, что у разных специальностей свои заморочки - у фотографов свои, у корреспондентов свои, у дизайнеров свои. Но вот в такую вот универсальную для всех фрилансеров ловушку я грешным делом пару раз по молодости попадал.


Итак, есть заказчик, как правило средних размеров. Картина типичная. Офис от 5 до 20 человек, директор сидит в отдельном кабинете - в процессе обсуждения и подписания договора Вы его не увидите. И, кстати, не увидите никогда, он будет общаться только через молоденьких, как правило приезжих, девчонок, которых он нанял за самую минимальную плату (это выяснится уже потом). Критерий получения работы фрилансером тут только один - самая минимальная цена из всех возможных при более чем достаточном уровне профессионализма (профильное образование, сертификаты, серьёзные рекомендации).

В общем случае схема выглядит так - после подписания договора Вас будут ставить перед фактом, что ещё нужно сделать вот это, вот это и вот это. И это не обсуждается, просто это надо сделать прямо сейчас.

Скажем, когда я работал на зятя Иосифа Кобзона Юрия Рапопорта, создавая ныне почивший в бозе сайт "СоцПенсионИнвест" ic-spi.ru (а узнал я об этом интересном факте родства, только прочитав журнал Форбс, до этого заказчик был для меня просто господином Рапопортом), итоговая схема выглядела так. Приехал, подписали договор, внесён аванс, работа сделана.
Звонит девочка и говорит:
- Надо сделать ещё то-то примерно вот так.
- Извините, но это никак не прописано в нашем договоре, могу я поговорить с Вашим директором?
- Секундочку (играет музыка).
- Господин Рапопорт сказал, что надо сделать то-то примерно вот так.
Диалога не получилось. Nuff said.

Как говорится - а куда деваться? Аванс принят, коготок увяз - всей птичке пропасть. Ну не бегать же по судам, проще сделать то, что приказали (дополнительно навязали). Хорошо хоть грядки не заставили на даче у Юрия Рапопорта полоть и то счастье, а так грузили просто какими-то смежными работами, не прописанными в договоре. Но, надо сказать, дизайнер хоть и выполнил все работы сверх нормы, но в конце-концов в подвале сайта появились таки невидимые ссылки на какие-то его дизайнерские ресурсы (чтобы прокачать их в поисковых системах). Что ж, всё правильно. Специалисту за выполненную работу надо платить.

Но это ещё цветочки, ягодки начались когда выпало счастье поработать с заводом "ФД пласт" (полипропиленовые трубы и фитинги). Малость прижимистый Юрий Рапопорт на фоне тамошнего директора реально на мгновенье показался самым щедрым человеком планеты. Менеджер Марина, которая работала в "FDplast" за 400$ в месяц, снимая комнату где-то на Юго-Востоке Москвы пополам с подругой, звонила практически каждый день. На сайте надо заменить то, надо заменить это. Красненький цвет поменять на зелёненький, добавить новые фитинги и т.д. При этом договор был заключён на продвижение сайта, ма-а-аленькой строчкой в него Заказчиком было воткнуто "оказание услуг контент-менеджера". Друзья, как же так, одно дело пару раз в месяц добавить новый товар или опубликовать новость, но колбасить сайт туда-сюда, тем более выполняя совершенно ненужные хотелки, это отдельная работа. Давайте оплачивать её почасово?

На это был дан гениальный ответ. Мы же не знаем сколько это реально занимает по времени - выполнять все наши просьбы, мы не специалисты. А раз так, то и оплачивать эту работу не будем! И вообще у нашего директора "ФД пласт" жена занимается обувным бизнесом у неё свои оптимизаторы, директор хочет сайт передать им. Ну что тут делать? К счастью, "ФД пласт" таки ушёл через полгода, видимо к обувным оптимизаторам супруги директора. Как говорится, гора с плеч. За полгода работы на "ФД пласт" моя прибыль составила двадцать тысяч рублей. Но есть и плюс - контент-менеджер, конечно, немного на этом расколбасе заработал.

Кто-то скажет - договор надо перед подписанием внимательно читать. А я отвечу - прежде всего не надо быть свиньёй. В договоре на создание сайта "FDplast" был указан основной броузер Internet Explorer (+FireFox), и когда Заказчик попросил переверстать сайт ещё и под Opera (внутрикорпоративный стандарт - в конце 2006 года броузер Opera был в диковинку, рулили исключительно Internet Explorer и FireFox/Mozilla), мы переверстали. Потому что хоть договор был 100% на нашей стороне - но всё же при этом надо оставаться людьми. И, конечно, не хотелось подставлять фдпласт-овых офисных девченок, согласовывавших текст и не разбиравшихся в технических тонкостях досконально.

Но жадность руководства "FDplast" на этом не ограничилась. Заполучив бесплатного контент-менеджера в рабство директор реально отказался от весьма интересного, на мой взгляд, предложения:
- Марина, пошукай, а что если я помогу тебе продавать эти трубы? Есть небольшие наработки в этой области. Какой % нам предложит руководство "FDplast" на двоих?
Марина пошла на приём - гражданин предложил ей бонус 50$ за проданный контейнер. И был мысленно послан в пешее эротическое путешествие. :-)

При этом, надо сказать, что одна лишь небольшая идея Вашего покорного слуги позиционировать ранее никому неизвестную шарашкину контору "ФД пласт" как "Московский завод полипропиленовых труб", по идее, озолотила владельца этого предприятия. Как говорится лёгким движением руки... Или иначе - как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Одно дело, когда управляешь каким-то невнятным "FDplast". И совсем другое - когда ты директор "Московского завода полипропиленовых труб".

А Марина, кстати, с офиса "ФД пласт" таки сбежала. Вышла замуж за турка и уехала из страны. Такие дела.

капитализм, деньги

Previous post Next post
Up