Во время гипертонических кризов, когда легко разрушается бытовая вклеенность и ты на грани панической атаки, иногда гораздо легче размышлять о важных вещах, вернее, воспринимать их - сопровождающихся мыслью.
В такие минуты хорошо понимаешь, как привязанность к метафоре пространства может повредить во время умирания. Ведь пространство осознавания - вовсе не привычное физическое, элементарное пространство, которое попросту мыслится как нечто само собой спокойное и обширное, в общем, комфортное. Пространство осознавания не имеет вообще ничего общего с комфортом. Оно запредельно условиям. Так что, если вы не исчерпали при жизни причин кармического бытия зарождения, становления, проявления и угасания, нет смысла надеяться, что при смерти вы непременно перейдёте в бардо в созерцании покоя ума. А если вы исчерпали эти причины, надежда вам не понадобится. Таким образом, надежда не нужна вообще. Обычному человеку важны его связи, их сила и чистота, а йогину - не нуждающийся в интерпретации опыт пребывания в природе ума при любых условиях - в покое и движении.
Привязанность к покою и гармонии в пространстве вынуждает человека настаивать при смерти на том или ином качестве, но это не будет иметь силы. Можно будет лишь полагаться на то что накоплено - либо опыт связей с Учителем, божествами, либо опыт постижения собственной дхарматы.
Простите многословие...