Из беседы Намкая Норбу 8 и 9 ноября 1984 года
Мне нужно, чтобы вы поняли меня - дело не в том, что я объясняю, провожу некоторый анализ, а вы запишете себе в блокнот несколько строчек. Но вот что вы действительно должны понять, это что вам действительно надо нечто с д е л а т ь. И вы можете понять это напрямую, а затем использовать, вот что здесь имеется в виду под пониманием.
Когда понимают, тогда входят в практику. Вошел ли в практику или не вошел, это также очень сильно зависит от того, как ему передавалось и как это было понято.
Если то, что дано - это философского типа объяснения с обширным анализом, то тот, кто следует ему, может понять его на этом уровне, но когда учение закончено, нечего применять. Это называется “объяснение без введение в знание”. Вместо того, чтобы действовать подобным образом, необходимо то, чтобы было одно, знание, и затем другое, введение этого знания в практику.
Где есть практика, там всегда есть средства для того, чтобы прогрессировать. Подобный прогресс имеет свою цель, которая называется реализацией. Это то, что передается, у учителя есть долг, и он состоит в том, чтобы передавать именно таким образом. И так учат с осознанностью, а учить с осознанностью значит прежде всего учить с великим состраданием. Великое сострадание не означает способ мышления или формирования мыслей, но это принцип, принцип того, что следует передавать.
Если учитель или мастер передает учение, это означает прежде всего, что он что-то знает, а также что оно имеет ценность. И поскольку он это знает, он передает это для других. Это значит, что он воистину делает нечто на благо тех других лиц, а это и есть принцип сострадания, и в том, кто передает, не должно быть в этом недостатка.
Вот принцип, который должен быть понят, а то, что должно быть понято, то передается всеми возможными средствами. Даже если передача использует лишь несколько слов или очень небольшое число значений, но она вещь очень точная, применимая и оставляет за собой вполне ощутимый след. Кто-то может разглагольствовать два или три часа, а после чего люди скажут: “Кхм, интересно”, а потом всё, смысла в этом никакого.
Учения не таковы, никогда не следует их расценивать так, как будто просто собираешься пойти послушать лекцию. Лекция тоже может быть чем-то, что вы посчитаете интересным, но учение означает, что оно прямо касается состояния или условий существования человека, а этот принцип должен включать как слушателя, так и того, кто объясняет учение.