Из наставлений по дзогриму Варахи

Sep 18, 2022 19:30



Ригдзин согдруб (Практика жизненной силы видьядхар). Стадия завершения Варахи "Сущностное тигле дхармадхату и магической иллюзии"

ОМ Ах ХУМ ВАДЖРАДХАРА ХРИ ХАРИНИСА БУДДХА НАМА

Обширное пространство дхармадхату, ясного света и великого блаженства! Телесная форма света, естественного достижения ваджра, [единства] проявления и пустоты! Сущность бинду изначальной мудрости и магического проявления бытия! Воздаю хвалу высшему телу индивидуального самоосознавания!

Все явления циклического существования и нирваны в единственной Ваджрадхату собираются как сердечная эссенция устных наставлений, тантр и текстов, как природа иллюзии, [единство] ясности и пустоты и отсутствие истинности. Это разъясняется как иллюзия внешнего, внутреннего и тайного плода. Энергия игры явленного бытия - иллюзия внешнего. Существа бытия трёх сфер - внутренняя иллюзия. Базовое для всего сознание и восемь скоплений - тайная иллюзия. Самосознавание, [единство] бытия и умиротворения - иллюзия плода. Осуществив пояснения в отношении ваджрной связи канала с этими четырьмя, удачливый осуществляет медитацию таким образом.

Расположись в равновесии с выпрямленным телом на приятном сиденье. [Выстрой] неколебимое глубокое сосредоточение на природе ясного света, дхармадхату. Медитируй на явлениях циклического существования и нирваны как на подобных такой иллюзии. [Явления] подобны сну, иллюзии, эманации, миражу, граду гандхарвов, луне в воде, эху, отражению и пр. Таковы восемь примеров иллюзии. Проявляющиеся аспекты не пресекаются, нереальны и размыты. Воспринимаемые аспекты не устанавливаются, не реальны, [являются собой] сферу пустоты.

[Единство] проявления и пустоты есть один вкус, [единство] бытия и умиротворения, пространство иллюзии. Три мира изначально не устанавливаются и свободны от прикрас. [Этот уровень] есть пространство, свободное от причины и плода в виде шести скоплений [сознания], базового для всего сознания, загрязненного ума, цепляния за двойственное бытие, циклического существования. Собственный ум изначально свободен, уровень его - [естественно] ниспадающее состояние. Все разнообразные проявления, будь то форма, звук, запах, вкус, осязание, чисты рождением и пресечением и [пребывают] в иллюзорной природе, дхармовом пространстве. Это показывается как единственное великое бинду, превзошедшее ум. Царь совершенного освобождения полностью успокаивает все прикрасы. Ваджрадхара, что изначально обладает всеми аспектами! Безграничный благой во всём мирный Защитник! [Ты являешь] спонтанное осуществление в природе недвойственного пространства!

Поскольку так сказано, то формы из явленного бытия, сансары и нирваны, звуки, запахи, вкусы, осязательные [ощущения] и пр. проявляются как природа восьми скоплений сознания. Все эти проявления проявляются как действия сансары и нирваны в соответствии со способом [видения]. Соизмеряй бытие и появление, получая это в руки. Поскольку благим образом очищаешься полностью и окончательно, то все проявления и звуки, что не соотносятся с отбрасыванием и принятием чего-либо, что соответствует малым колесницам, мгновенно освобождаются в виде восьми примеров иллюзии. Поскольку устанавливаются нераздельность иллюзии ошибочных взглядов на сансару и иллюзии изначальной мудрости совершенного освобождения как иллюзия явлений абсолютного уровня, то энергия деяния, причины и плода мгновенно становится совершенной на своем собственном уровне.

Также, если вначале очистить соответствующим образом крайности приятия и отрицания в отношении причины и плода, то в сутре вопросов Смеющегося бодхисаттвы сказано:

Благословенный! Если все явления есть пустота, то не станет ли это воззрением нигилизма?

Отвечено было:

Посредством трёх причин взирай на нигилизм. Пресекаются как существующие на относительном уровне действие, причина, плод и пр. Некоторые привязываются к несуществующим аспектам. Кто-то привязывается к словам, не понимая сути глубокого учения.

Спросил:

Как же устраняется соответствующее воззрение на небытие?

Отвечено было:

На относительном уровне безошибочны действие и полное созревание действия. На абсолютном уровне ничего не устанавливается как существующие дхармы. Глубокая суть, собственная природа ума переживается как собственная природа, что не имеет рождения и пресечения.

Сказано так. Также в [Царе] всетворящем говорится:

«Природа всего истинного является просветлением и сущностью сферы без прикрас. Поскольку является великим таинством всех Просветлённых, то [её] игра возникает из шести видов существ, трёх миров».

Также про подобную причину говорится как про врата возникновения, обладающие собственной природой изначального освобождения. Так в Драгоценной сокровищнице Дхармадхату сказано: «Хотя всё это и возникает, не отходит от собственной природы и соответствует иллюзорной воде, приятным звукам во сне, проявлениям отражений форм, городу гандхарвов, галлюцинациям. Но хотя и проявляются, не будучи реальными, не имеют основания, не имеют устойчивости, проявляются как временные. Постигай как временные явления». Поскольку так сказано, то все явления изначально не имеют собственной природы и у них не устанавливается рождение, исчезновение и пребывание. Так в коренных строфах о мудрости [в Мадхьямаке Нагарджуны] сказано: «Что подобно сну, подобно иллюзии, подобно граду гандхарвов?». Также в Царе самадхи сказано: «Существа бытия подобны сну. Из-за этого никто не рождается и не умирает. Не найти даже имён живых существ и жизненной силы». В Царе всетворящем сказано: «Такова природа меня и проявлений. Всё, что так возникает - моё магическое проявление». В Отсутствии записей сказано: «Поскольку у самости нет рождения и смерти, то полностью завершаются все пресекаемые явления. Поскольку у самости нет внешнего и внутреннего, то полностью завершаются явления ясности». Там же сказано: «Спонтанно устанавливается собственная природа Трикайи. Самость является собственной природой всех явлений. Нет никаких других явлений, что отличались бы от собственной природы самости. Учитель является собственной природой Трикайи». Подобным образом устанавливается как внешняя иллюзия играющая энергия.

Второе. В разъяснениях внутренней иллюзии существ мироздания трёх сфер сказано: «[Появляясь] из единственно всеобъемлющеего дхармадхату, что не имеет начала, середины и конца, во взаимозависимости, начиная с неведения и вплоть до старости и смерти, [предстает] шесть миров, обладающих чакрой [бытия]. Три сферы, пять элементов, каналы, прана, бинду, чистое и нечистое, сансара и нирвана, крайности бытия - не рождаются даже на мгновение, не пребывают и не видимы. Все скандхи, элементы и аятаны, что подобны пространству, творят истинное, творят ложное, творят концепции и неконцептуальное, творят существующее и несуществующее, творят сансару и нирвану. Творят то, что является чем-то и не является, творят отсутствие сансары и нирваны и пр. Так провозглашается двойственность во всех учениях. Поскольку говорится так из-за ума, то формируется истинное созерцание. Также и тело появляется вослед ему. Когда трое врат изучены, они располагаются в несотворенном естестве. В это время разрушается обычное, так как не соприкасаешься с вершиной бытия. И так как это подобно ниспадению природы обнаженного самоосвобождения, то мгновенно постигается то, что не соприкасается с объектами слушания и помыслов».

В средней (сутре праджняпарамита - прим.) Матери сказано: «Субхути! Все явления подобны сну, подобны магии иллюзии. Нирвана также подобна сну, подобна иллюзии. Даже если существуют некоторые явления, более великие, чем нирвана, то они также подобны сну и подобны иллюзии». В тантре Маха-майя-джала сказано: «[В том, что объединяется] единственно в природе настоящей иллюзии, нет ничего, кроме "я" и "моё"».

Таким образом, суть всех явлений, что собираются сансарой и нирваной, показываются как объединенные в сущности единственной природы ума. В Царе Всетворящем сказано: «Поскольку так объединяются все проявленные явления, то разъясняется как сердце. Поскольку так появляются все проявленные явления, то является семенем. Поскольку так [является] источником всех проявленных явлений, то также является причиной. Поскольку возникают ветви [или части] проявленных явлений, то является стволом. Поскольку так все проявленные явления покоятся в самости, то является основанием. Поскольку так все проявленные явления есть самость, то разъясняется как корень».

Также [некоторые] думают: «Так как не обнаружишь в стадиях слушания и размышления за долгое время, то невозможно мгновенно постичь». Если так думать, то в сутре Царя Учения сказано: «Например, если один человек соприкоснется с отравленной стрелой, то если он излечится быстро, то освободится от болезни. Но пока размышляет о том, что возникло из перьев, бамбука и пр., умрет по причине болезни. Таким образом, благодаря постижению и высказыванию многочисленных доводов придешь под подчинение помыслам ума».

[Иногда говорят:] «Если многократно не осуществлять слушание [и изучение поучений], то не постигнешь воззрения». Относительно текстов с небольшой сутью услышанного в Сутре Великой Ушниши сказано: «Поиск [с анализом] того, что слушал на протяжении многочисленных эпох, [равен] великой духовной заслуге от медитации на сути высшей реальности, дхарматы, на протяжении одного дня. Почему? Поскольку там формируется продолжительная связь и путь рождения и смерти».

Относительно текстов, что не являются необходимыми, если не отбрасывать омрачения-клеши слушанием, в Сутре вопросов Кашьяпы сказано: «Подобно тому, как некий человек умирает от жажды посреди океана, родишься в низменных уделах, о монахи, если не отбросишь омрачения из пищи посредством многократного изучения».

Если не будешь практиковать, то от слушания не получишь пользы. В украшении Гхандавьюхи сказано: «Если прослушал многое, но не практикуешь, то только лишь разъяснениями не отбросишь омрачений. Даже если бедняк пересчитывает драгоценности людей в их действиях, то это даже я не смогу использовать. Даже если постигнешь суть естественного состояния, то как можно достичь освобождения только разъяснениями на основе постижения слов?». В Сутре отсутствия возникновения Учения сказано: «Обычные действия предстают как привязанность к магическим [проявлениям]. Радуясь словам и высказываниям, не будешь сведущим. Если не поймёшь полностью собственную природу явлений, то с помощью слов не станешь Просветлённым. Если не помышляешь в уме относительно равностности и самой сути, то концептуальными размышлениями не отвратишь ветра помыслов».

Придерживаясь достижения естества как сущности Дхармакайи, что соответствует природе ума, постигнешь то, что не соотносится с практикой усердия. В Царе Всетворящем сказано: «Всё является просветлённым умом, что более велико, чем ум. То, что является просветлённым умом, - изначально. Полагаясь на него, будешь полагаться на Тело Учения - дхармакайю - без усилий в уме. Поскольку изначально полагаешься без усилий на дхармакайю, то без усилий будешь пребывать в сущности Великого Блаженства». Таким образом, устанавливается иллюзия трёх сфер внутри сансарической активности.

САРВА МАНГАЛАМ!

Ваджраварахи, дзогрим, наставления, ваджраяна

Previous post Next post
Up