На самом деле, чтобы иметь дело с безумной "мудростью следования первой мысли", нужно видеть, быть может, самую нежную область действия нашего ума - первой реакции на проявление мысли. Она совершенно чужда представлениям о безумии и вообще любой бурности и чрезвычайности. Ведь область коренной ошибки нашего бытия как раз наоборот - тиха и незаметна, именно поэтому мы идём на поводу ошибки легко, как тень ложится на предметы. Первая реакция проходит мимо нашей осознанности и именно поэтому она незаметна)).
Именно поэтому сансара так легко продолжает существовать и так трудно её прервать, что главное это событие совершенно незаметно для нас, а процесс познания природы ума именно поэтому учителя называют труднопостижимым, что эта истина слишком проста для человеков и слишком близка им, чтобы они её увидели. Не ведать надежды и страха, быть может, слишком обыкновенное состояние, чтобы его правильно поняли люди, привыкшие представлять дух как нечто твердое, что в проявлении очень заметно внешне как некое упорство)).
Понимания этого основного смысла не хватает при восприятии таких наставлений, какие давал Чогьям Трунгпа. Люди часто воспринимают это слишком пафосно и героично... Потому что смотрят на последствия, которые выглядят как ломка социальных стереотипов. Но корень осуществления на самом деле тих и незаметен)). Хотите проверить своё понимание? Прочтите и понаблюдайте за собой:
Вопрос: Чем безумная мудрость отличается от обычного сумасшествия? Возможно, некоторые люди, прикрываясь безумной мудростью, захотят остаться сумасшедшими и запутавшимися. Так в чём же разница?
Ответ: В случае обычного сумасшествия мы постоянно пытаемся выйти из игры победителями. Чтобы вырваться вперёд, мы даже можем попытаться представить сумасшествие как некое достоинство. Мы можем очаровывать людей своей страстью, разрушать их гневом или делать ещё что то. В уме постоянно идёт игра. Игра ума, непрерывное создание стратегий, лишь изредка дарит нам моменты облегчения, но это облегчение в дальнейшем должно быть поддержано агрессией. Такое безумие должно постоянно, непрерывно себя поддерживать.
В случае изначального сумасшествия безумной мудрости мы вообще не позволяем страсти соблазнить нас, а агрессии - взбудоражить. Мы принимаем эти переживания так, как есть, а если вдруг посреди этой обыкновенности возникает нечто, изображающее из себя важное дело, мы пресекаем его - без оглядки на то, что хорошо, а что плохо. Безумная мудрость - это действие истины. Она пресекает всё. Безумная мудрость беспощадна, ведь если вам нужна абсолютная истина, если вы хотите быть полностью и совершенно благоразумным человеком, тогда ни одно предложение о переводе того, что возникает, на ваш язык или об истолковании этого в ваших терминах не заслуживает рассмотрения.
С другой стороны, подход обычного сумасшествия подразумевает постоянную готовность к этому - к тому, чтобы подгонять под себя всё, что возникает. Вы делаете это, чтобы всё было таким, как вам хочется, таким, каким вам хочется всё видеть. Но безумная мудрость абсолютно точна, происходя из момента, в котором всё существует так, как есть. Это образ действий Падмасамбхавы.
Вопрос: Как дисциплина соотносится с умением быть тем, кем ты на самом деле являешься? Я думал, что дисциплина означает принятие определённых ограничений.
Ответ: Самая сложная дисциплина - это быть тем, кем ты на самом деле являешься. Постоянно стараться быть тем, кем ты не являешься, гораздо легче, потому что мы научились обманывать себя и других, подгонять все вещи под удобные для нас категории. Если же мы откажемся от этого, нас всё будет слишком сильно раздражать, нам станет очень скучно. Мы больше не сможем уговорить себя на что бы то ни было. Всё достаточно просто.
Вопрос: В своих объяснениях вы часто используете юмор. Является ли чувство юмора в том виде, в котором вы его используете, тем же, что безумная мудрость?
Ответ: Не совсем. Чувство юмора всё таки слишком близко к другой стороне - к надежде и страху. Это диалектическое мышление, в то время как безумная мудрость - всесторонний подход.
Вопрос: Взаимодействуем ли мы с надеждой и страхом через дисциплину духовной практики?
Ответ: Это интересное замечание. С этой точки зрения, всё беспощадное, не ведающее надежды и страха, связано с духовной практикой.