Дорогие друзья, нам периодически шлют в обратку: «А вот вы пишите, что русские классные, а вот я патриот, но не русский, а вы националисты, что ли, а зачем остальных принижаете, когда пишете, что русские, а не русские, а всё с вами понятно, а отписка!».
Давайте мы попробуем несколько тривиальностей прописать.
«Русский» в понимании нормального русского человека - это не национальность, а маркер принадлежности к конкретному цивилизационному и культурному монолиту. Русскость не определяется ни концентрацией берёзового сока в крови, ни разрезом глаз, ни конкретным вероисповеданием, ни внешней атрибутикой вроде картузов, кушаков, алых сапожек и игры на балалайке.
Если калмык, например, говорит, что он русский - он русский. Это не значит, что он вдруг больше не калмык, никаких изменений на генетическом уровне у него, как вы понимаете, не происходит. Но это значит, что он, помимо прямой этнической принадлежности, также осознаёт себя частью более крупной семьи народов, объединённых многовековой практикой культурного сожительства на конкретной территории.
Одновременно с тем условный размалёванный хакенкройцами нацист, кричащий о своей русскости, никаким русским являться не будет, потому что сама его подача пролетает мимо общей многонациональной и многоконфессиональной культурной парадигмы.
Для которой, повторимся, внешняя атрибутика вторична.
Винить нормальных русских в их русскости бессмысленно.
Мы представляем самостоятельный культурный пласт, подаривший миру огромное число гениев от науки, литературы, музыки, изобразительных искусств, кинематографа, спорта и военного дела. Мы принадлежим к определённой культурной традиции, вне которой теряются наши цели и картина мира сужается до унылой миниатюры. И ещё раз: эта история, как показывает тысячелетняя практика, легко масштабируется на любую иную группу, она не определяется концентрацией березового сока в крови.
Великими русскими были и скандинавы, и немцы, и потомки арапов, и евреи, и осетины, и чеченцы, и армяне, и азербайджанцы - и кто только не. И когда наш президент говорит, что он, будучи русским, также лакец, дагестанец, чеченец, ингуш, татарин, мордвин, еврей - он отдаёт должное всей культурной мозаике нашей с вами Федерации, сложившейся в историческом забеге в один шикарный витраж.
Потому что русская общность - это один из немногих нормально функционирующих в мире плавильных котлов культур (похожие можно найти разве что в Китае и Индии сегодня).
Или даже культурный атомный реактор.
Подобная конструкция в нашем мире, который теперь то тут, то там задорно дробится на мелкие национальные и групповые идентичности, является большой редкостью. Русскость не работает на благо одного народа, она по умолчанию работает на благо семьи народов. Русские не заставляют никого быть русскими, не стирают местных обычаев и культур, не уничтожают малые языки и не сгоняют народы в резервации, как это принято делать в просвещённых странах.
Причислять или не причислять себя к русским - это дело каждого отдельного человека. Если он или она не хотят быть представителями признанной в мире научной, литературной, музыкальной, художественной философской и военной традиции - никаких проблем.
Но уничтожать этот культурный монолит никому не позволено (да и, по-хорошему, сделать это невозможно), он уже часть мировой истории. И, честно скажем, создать в сегодняшнем мире силами национальной идентичности равновеликую ему замену - неа, нет шансов. То, что выстраивалось тысячелетиями, нельзя за пару десятков лет расколупать сельскими вилами, только зубцы обломятся, как это сейчас происходит у хохлов, решивших однажды противопоставить цивилизационному монолиту вышиванки и тризубы из кавунов.
Мы говорим, что русские классные - потому что для нас это самый простой и верный способ одинаково поблагодарить весь российский народ, от Балтийска до Анадыря и от Певека до Дербента. Всех, кто принадлежит к одной с нами культурной общности вне зависимости от цвета кожи, разреза глаз, этнической и религиозной принадлежности.
И да -
Русские классные.
[Орда] - родная, злобная, твоя