Самая суть практики гуру-йоги заключается в том, чтобы нераздельно объединить свой ум с умом гуру. Этот процесс «смешивания» на самом деле не ограничивается только умом - он объемлет всё наше существо: тело, речь и ум. Поэтому нам нужно стараться смешивать со своим гуру каждую частицу себя, начиная от своей личности, внешнего облика и звуков, которые мы издаём, и заканчивая своими чувствами обоняния и вкуса.
Здесь термины опять-таки могут вводить нас в заблуждение. В данном случае «смешивать» безусловно подразумевает, что две разные вещи существуют и что их можно смешать друг с другом. Но, как говорит нам Самантабхадра, сущность ума по своей природе пуста, как и сущность всех явлений, и хотя с точки зрения необъятности явленного мира может казаться, будто здесь есть две отдельные вещи, которые нужно смешивать, но, поскольку внешний гуру есть не что иное, как отражение вашей преданности, этот процесс «смешивания» гораздо более глубок, чем если это было простым сложением двух составляющих. На самом деле вы утверждаете в себе понимание, что никогда не было никакого отдельного явления - гуру, - с которым вам нужно смешивать свой ум. Иными словами, ваш ум и ум вашего гуру никогда не были раздельны.
...Представление о том, что есть «гуру» и «ученик», - это ошибка, которую мы сами допустили, а потом закрепили привычкой. Сумей мы успешно убедить себя, что наш гуру был и всегда остаётся нераздельным с нами, гуру-йога была бы совершенно излишней. Держаться за идею о существовании нашей связи с ним, вопреки тому факту, что ощущение связи предполагает его отдельность от нас, - и есть то самое понятие, которое привязывает нас к двойственности.
Признание того, что наш гуру не разделён с нами, - это единственная из всех наших духовных реализаций, которая никогда не может и не будет нами отброшена.
Я настоятельно рекомендую вам снова и снова объединять свой ум с умом учителя. Представляйте Гуру Ринпоче, когда произносите мантру ваджра-гуру, а затем, через каждые сто мантр, растворяйте Гуру Ринпоче в себе. Чем чаще вы это повторяете, тем лучше, а потому старайтесь делать такое растворение через каждые десять или двадцать мантр, а затем просто наблюдайте нераздельность. Само собой разумеется, что этот опыт не оставит вашу жизнь без изменений.
Основной момент в наблюдении ума заключается в том, чтобы смешать свой ум с умом гуру, и эту практику вы можете делать в любых обычных ситуациях. Старайтесь объединять ваши умы, когда, например, вы спускаетесь на эскалаторе к поезду, находитесь в магазине или сидите в кино. Это совсем не занимает времени, а потом вы с лёгкостью можете вернуться к тому, чем вы занимались: был ли это поход по магазинам, в кино или на футбольный матч.
Итак, каждый день находите несколько мгновений, чтобы объединять свой ум с умом своего гуру, а затем несколько мгновений наблюдайте эту нераздельность. Если вы это делаете, то одно из благ этой практики выразится в том, что вскоре ничто из того, что происходит в вашей жизни, уже не покажется вам таким важным. Но не ждите немедленных результатов. Будьте терпеливы и просто практикуйте. У вас есть столько привычек, зависимостей и отвлечений, что может понадобиться целая жизнь, пока вы заметите какой-то результат. В таком случае не надо жаловаться! Это всё равно что положить сырое яйцо на стол и сетовать, что оно никак не становится варёным. Яйцо сварится только в том случае, если вы положите его в кастрюльку, нальёте воду и поставите на огонь. Если вы не способны даже положить яйцо в кастрюлю, у вас нет никаких оснований жаловаться на то, что оно не варится, а если вы жалуетесь, это признак того, что вы ещё не понимаете причины, условия и следствия. Этим страдает большинство современных людей. Несмотря на необычайные научные достижения, например, полёт человека на Луну или открытие того факта, что Земля круглая (некоторые тибетцы до сих пор считают, что она плоская), им по-прежнему недостаёт этого главного понимания.
А что если вам понадобится практиковать десять лет, пока вы не заметите какие-то перемены? По сравнению с бессчётными миллиардами жизней, которые вы прожили, даже не вынув яйца из упаковки, десять лет - это ничто! В конце концов вы делаете шаг вперёд, потому что понимаете, что есть яйцо и что его можно вынуть из упаковки и положить в кастрюлю, если хочешь его сварить. Это само по себе серьёзный шаг вперёд. Чтобы иметь хотя бы такое знание, у вас должно быть большое количество накопленных заслуг.
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче