Цель учений Трегчо раздела Упадеши Дзогчен - указать на изначально чистую дхармакайю, чтобы мы распознали осознавание дхармакайи и устранили сомнения относительно этого переживания. Третье из «Трех слов», обретение уверенности в освобождении, также указывает на то, что дхармакайя есть истинная причина уверенности.
Все возникающие мысли освобождаются прямо в момент возникновения, не [впадая в понятия о] месте или деятеле. В момент освобождения нет никакой двойственности. Если у вас есть двойственная фиксация, то мысль не освобождена. «Освобождение» здесь означает, что мысль растворяется. В момент, когда мысль растворяется в пространстве дхармакайи, мы не можем найти места, из которого она возникла, или что-то, из-за чего она возникла, и вся двойственность сокрушается. Вот что такое обретение уверенности в освобождении, уверенности в растворении нашего обычного цепляния за двойственность. Нет освобождения, пока сохраняется фиксация на субъекте и объекте. Освобождение подобно развязыванию узла или литью воды на замок из песка; это момент, когда отсутствует рассудочное переживание. Слова «растворение», «крушение» и «отсутствие» имеют один и тот же смысл, когда что-то освобождается, отпадает или исчезает.
Ургьен Тулку