Чтобы иметь возможность использовать наблюдение за дыханием для определения благоприятности или неблагоприятности ситуации или проекта, вам необходимо быть полностью обученными и постоянно заниматься дыхательными упражнениями. Под которыми подразумевается сосудное дыхание, являющееся способом задержки дыхания. Йогин или йогини, которые способны постоянно одноточечно расслаблять свой ум в дыхании посредством смешивания дыхания и ума, в момент, когда возникает какая-то тема или ситуация, могут определить, хорошо или плохо она будет развиваться, посредством наблюдения состояния своего дыхания. Это можно использовать для определения развития событий или чего-то еще, о чем вас могут спросить другие, или для определения развития чего-то, что вы уже собираетесь делать или о чем вы только еще думаете.
Причина, по которой возможно использовать дыхание для определения развития событий, заключается во взаимозависимости внутреннего процесса дыхания и внешних явлений. Для практикующего, который использует дыхание подобным образом, оно служит как своего рода практика мо, или предсказания.
Наблюдение выполняется следующим образом.
Если вопрос касается кого-то другого, тогда, как только вас спрашивает другой человек, сразу же посмотрите на свое дыхание. Если вопрос касается вас, тогда, как только вы задумались о чем-либо, что собираетесь делать, посмотрите на свое дыхание. Вы можете определить развитие вопроса по тому, в какой фазе дыхания вы находитесь и через какую ноздрю проходит дыхание. Если дыхание проходит через правую ноздрю, это плохой знак. Если дыхание проходит через левую ноздрю, это очень хороший знак. Если оно проходит через обе ноздри, это означает неопределенность. Если в момент вопроса вы вдыхаете, это очень хороший знак, если выдыхаете, то это очень плохой знак, а если находитесь между вдохом и выдохом, в фазе задержки дыхания, то это неопределенность.
Подытоживая эти два параметра, если в момент выполнения предсказания вы выдыхаете через правую ноздрю, тогда забудьте об этом, о чем вы думаете, оно того не стоит. Если в момент выполнения предсказания вы вдыхаете через левую ноздрю, это превосходно, не будет никаких проблем и нет необходимости в поддержке. Если вы дышите через обе ноздри и находитесь между вдохом и выдохом, то результат не ясен. Если вы вдыхаете через правую ноздрю или выдыхаете через левую, то это помесь хорошего с плохим.
Несмотря на то, что существуют четыре возможных варианта развития: определенно хорошо, определенно плохо, неопределенно и смешанно, если результат смешанный, потому что дыхание через "хорошую" ноздрю, но в плохой фазе, или через "плохую" ноздрю, но в хорошей фазе, тогда либо вы (если это ваше дело), либо человек, задавший вам вопрос (если это его дело), должны заняться какой-либо формой добродетельной активности, чтобы устранить плохую часть и поспособствовать хорошей. Необходимо делать все, что позволяет накопить заслуги, особенно такие действия, как освобождение жизней. Благодаря такому поведению дела будут успешны. Если результат неопределён, потому что дыхание находится между фазами или проходит через обе ноздри, то вы или другой человек должны сделать что-то для накопления заслуг, чтобы результат был положительным. Если же оба параметра указывают на плохой исход, тогда, что бы это ни был за проект, не занимайтесь им. В центральном Тибете, в области Лхасы и Тсанг, существовал обычай просить реализованных учителей выполнить предсказание посредством их дыхания.
Если вы интенсивно не занимаетесь практикой ветров, то не обращайте на это внимание. Другими словами, не волнуйтесь, если вы выдыхаете или вдыхаете через правую ноздрю, когда думаете о чем-то, так как в вашем случае это ничего не значит. Описанные взаимозависимость и смысл имеют место быть, только когда человек занимается практикой ветров.
И последняя заметка по данной теме: если вы занимаетесь практикой ветров и обладаете соответствующим опытом и навыком, то когда вы собираетесь идти куда-то и делаете первый шаг в определенном направлении или к определенному месту, если знаки, связанные с дыханием, нехороши в связи с этой первой мыслью, не отправляйтесь туда, отложите поездку. Если знаки хороши, то вы доберетесь туда без помех или препятствий.
Кхенпо Картар, комментарий на "Горную дхарму" Карма Араги