Сараха говорит своему ученику:
Слепое формальное следование правилам дисциплины,
одержимость обетами без понимания их духа
можно принять за бескомпромиссность в практике Дхармы,
присущую святым древности.
Будь внимателен!
Всё вроде бы понятно, но... Как понять, что твоё следование дисциплине формально? Как понять дух обетов и проверить бескомпромиссность в практике Дхармы?
Если ты пренебрегаешь бодхичиттой ради соблюдения обетов, значит, это формальное следование обетам. Если следование обетам не позволяет тебе поставить себя на место любого существа, значит это формальное следование обетам.
Формальная дисциплина обладает свойством сосредотачивать помыслы практика на себе самом. Это способствует укреплению эгоизма, а не отказу от себя ради живых существ. Так получается "тантрическая хинаяна", как называл это Дже Цонкапа.
Если бескомпромиссность в практике лишает тебя гибкости и понимания по отношению к живым существам, значит это просто ожесточение от сосредоточенности на личном достижении. Это неправильная мотивация для практики.
В чём состоит истинный дух обетов? В поддержании чистого вИдения. А оно несовместимо с преследованием собственной выгоды, пусть даже эта выгода понимается в терминах личной практики.
В этом смысле некогда я дал себе самому несколько советов:
Не будь дураком - мир не заканчивается.
Нет времени для завершения всего.
Не нужно накапливать ученья. Это время прошло.
Пусть размышленья возникают сами, не продолжай их.
Не нужно ничего делить - этого и так хватает.
Лучше быть нестабильным, но не подавлять себя,
чем, подавляя, достигать стабильности. Она пройдёт.
Нельзя вогнать себя в осознаванье.
Всё неопределённо навсегда. Будь просто так.
Людей нельзя удовлетворить. Отдай лишь то, что есть.
В стремлениях нет смысла - смысл в тебе.
Оставь себя в покое. Мир часть тебя и без того.
Мир будет шевелиться и без тебя. Не отвлекайся.