Считать, что мир управляется "невидимой рукой рынка" не менее глупо, чем верить, что некий Господь над тобой всё время следит за тем, пообедал ли ты и тепло ли оделся)). Вопрос о соотношении нашей воли с Волей свыше для нас пока что не имеет смысла, потому что не о чем говорить - своей воли мы практически не имеем, потому как не развиваем её, а о воле Вышнего не имеем даже смутного, но непротиворечивого понятия.
Вообще, понятие о внешнем управлении миром (по отношению к человеку) базируется в человеке на его аппарате переживания-восприятия. Он пассивен. Но решение об этом происходит совсем в другой части человека. И два эти аппарата природно не согласованы. Для начала нужно научиться воспринимать, как и чем мы принимаем решения. Без этого опыта мы вряд ли поймём, почему это вообще значительно и насколько значительно на самом деле именно для нас в ситуации конкретно нашей жизни.
Проблема в том, что от ответственности не освобождает не только незнание)). Ничто вообще не освобождает от неё. Можно изменить лишь отношение. Это кажется чрезмерно малым лишь тем, кто совершенно слеп и не понимает, что весь мир для нас, людей, - это положение, взгляд и отношение. Всё, остальное недоступно, а идущий по пути к этому доступу в случае успеха быстро перестаёт быть человеком. Не забывайте - человечность это очень узкая полоска спектра возможностей. Есть мнение)), что она вообще не предназначена к расширению, а все наши попытки "к совершенству" вынужденны, а не естественны. Наше желание вырваться из существующего положения обусловлено деградацией нашей роли на планете. Мы перестали "срабатывать".
По идее, "по плану", нам совершенно хватало бы жить по 10-ти заповедям и не возникало бы странных, болезненных позывов вырваться из круга. Кстати, практически так оно и было в незапамятные времена т. н. золотого века, о котором в доктринах хинду и буддизма сохранились совершенно недвусмысленные свидетельства. Люди практиковали Дхарму, весьма и весьма не спеша)). Никто не дёргал морковку за хвостик, чтобы она быстрее росла. Потому что страсти не рвали людей на куски, как сейчас.
Во многом нашей тяге к освобождению способствовал контакт с дэвами. На самом деле это был кризисный ход, изменивший нас напрочь. Настолько, что нам никто не рискует это объяснить. Это отнюдь не начало истории, как это явствует из Библии - просто она отражает наше беспамятство. Да, и, кстати, абсолютизм Книги возник тоже на почве различных прерываний Традиции - смрити (предание) начало превалировать над шрути (откровением). Восприятие конкретного текста как абсолютного выражения смысла не просто бредово, оно полностью отражает наше печальное и жалкое положение. Но мои слова, скорее, имеют смысл только для тех, кто чудесным образом)) сохранил в себе возможность отклика.
Один математик, светлая голова, вот тут высказал: "Мы никогда не поймем наших нынешних проблем, пока не изучим модель контроля, существующую в обществе".
Но! Все эти формы контроля и управления хорошо работают в твоём случае, пока ты сохраняешь интенсивность "развития" в рамках этих ценностей. Не более того. Вся эта система рассчитана на человека автоматичного, живущего механически. Более того - всё обстоит так, что желание выйти из-под контроля является совершенно недостаточным, чтобы начать развиваться и преодолеть свой автоматизм. Не тот мотив. И это справедливо. Подобное "развитие" стало бы ещё большей бедой для мира людей, нежели автоматизм. Но, если у вас есть верный мотив и вы действительно обрели связь с Традицией, а не манипулятивным муляжом, вы обязательно убедитесь, как механизм контроля над обществом в случае одной личности легко перестаёт работать. Как говорил Дон Хуан, одному маленькому и незаметному человеку очень легко исчезнуть "с экранов радаров")).
Да, чтобы не забыть... Когда ищущий обрел освобождение, он становится выше свободной воли и желаний, поэтому ничто не может затронуть его состояние вечной реализации. Судьба, прарабдха-карма, будет иметь дело с его телом и умом. Для посторонних наблюдателей он будет казаться обыкновенным человеком.
Иллюстрация: Просветление и море сансары))...