Можно затвердить "до деревянного состояния", что сущность ума пустотна, а его природа - познающа, но есть одна и главная проблема - если мы практикуем дзогчен-ати, обнаружение этих двух свойств как двух никогда не будет правильной практикой. То есть это не будет практикой дзогчен. Пустотное и познающее качество должно быть обнаружено как одно и это должно быть естественным. То есть оно есть, нужно только открыть)). При этом совершенно бесполезно рыскать в своём уме, оглядываться, создавая тем самым какие-то стороны, вопросы, словом, концепции. Это будет поиск среди концепций. А что можно среди них найти, кроме самих концепций? Ничего. Вы можете для обнаружения ригпа делать упражнения, семдзины, например, но это не связано с поиском - вы их просто делаете, пока не обнаружите)).
Это нужно обдумать и понять хорошенько. Обнаружение никогда не будет связано с поиском. Поиск - это уже заблуждение.Обнаружение ригпа всегда просто и естественно. Вы же, когда смотритесь в зеркало, не спрашиваете у своего отражения удостоверение личности, чтобы убедиться, что это ваше отражение, всё и так достаточно просто. Тем более, вам в голову не придёт думать, что ваше отражение это нечто самостоятельное, что имеет документы и может их предъявить, что с ним можно разговаривать)). Вы всегда понимаете, что разговариваете сами с собой. Точно так же с обнаружением ригпа. Это нечто очень естественное. Конечно, если дикарю показать впервые в его жизни зеркало, он сильно удивится отражению и, возможно, примет его за кого-то иного, как это делают часто и животные. Но это и есть сансара. Вы же развитые люди)), вы прекрасно понимаете без объяснений, что это всего лишь ваше отражение. Вот так же и с ригпа. А пока это не так, вы подобны дикарю)).
Вот, собственно, и вся разница. Вы же понимаете, что даже если дикарь будет напряжённо сохранять мысль о том, что это всего лишь его отражение, это будет всего лишь мысль. При отсутствии привычки осознавать, которая для вас незаметна, как воздух, для него это будет кошмарный труд и напряжение. Это не освобождение. Но постепенно, со временем дикарь естественным образом перестанет быть дикарём. И это единственный путь.
А в процессе вы отвлекаетесь, возвращаетесь, снова отвлекаетесь. У вас то появляется проблеск Будда-ума, то затмевается. Как говорил Ургьен Тулку, "тот, кто отвлекается, является чувствующим существом, тот, кто не отвлекается, - буддой. Тот, кто не отвлекается, осознаёт сущность". Но секрет в том, что само по себе непосредственное осознавание сущности не требует усилий.
:)))))))) я вас тоже люблю