Без бодхичитты в мире не появляются
Ни Победители, ни Шакра с Брахмой,
Ни, тем более, шраваки...
Как если не было бы Нагараджи,
Откуда возникли б реки в Джамбудвипе?
Откуда бы явился лотос - без воды?
Каким же образом без бодхичитты
Возникнет Знание во всех мирах?
Нет Знания - нет возрастания достоинств и нет
Просветления, а также подобных океану Учений Будды.
...И если превращенье в Бодхисаттву
Включает представление о существах,
То невозможно из-за трёх привязанностей -
Представленья, пребыванья в ложных взглядах и сознания.
Не происходит превращения у тех,
Кто может схвачен быть концепцией сознанья.
Но если знает: "Прекратились дхармы,
А также исчерпалось то, во что вдруг превратятся;
И никогда не превращается ничто",
То происходит превращенье у того,
Кто именно вот так всё постигает.
Он не приписывает признаки заслугам
И потому их превращает в просветление.
Как пища, смешанная с ядом, кажется желанной,
Так и концепции всех светлых дхарм.
И превращающий заслугу в просветление,
Произнося реченья Будд, не лжёт.
Сколько бодхисаттв ни есть, владеющих концептом,
Их превосходит Герой, всё превращающий в Одно.
Ему теперь не нужно зрение путей,
Не нужен проводник и достижение.
Это подобно тому, когда изображенью божества
Не достаёт лишь глаз. Художник не получает платы,
Покуда не написаны глаза.
Когда составное и асамскрита,
Когда и светлое, и тёмное не возбуждают цепляния,
Тогда и говорят о Праджняпарамите
Как о пространстве, не пребывающем ни в чём.