Nov 04, 2011 10:19
Существуют: (1) объект (предмет, явление, «вещь»), (2) понятие или образ этого объекта в нашем сознании и (3) слово, обозначающее этот предмет или понятие. Следует различать эти три аспекта.
Еще в глубокой древности отметили, что эти аспекты образуют в обычном сознании как бы «смесь», и нужны специальные умственные процедуры, чтобы их «разделить», что ведет, кстати, к необычным способностям (см. «Йога-сутры», III, 17). Проблема неразличения, или ошибочного смешения объекта и субъекта (сознания) стала специфически актуальной в 20 веке (неправильное толкование отношений субъективного и объективного физиками-квантовиками, «антропный принцип» и т.п.). Можно встретить, например, мнение, что при трактовке кармы как воздаяния речь идет всего-навсего о словах (о переводе); но ведь ясно, что в данном случае речь не о словах, а о том, что они обозначают: о концепции (о понимании) и о самой реальности. Безличный закон причины следствия (карма) и воздаяние или возмездие (со стороны кого?) - вещи совершенно разные.
понимание,
слова,
Дхарма,
мышление