Было бы ошибкой принимать за ригпа пребывание в промежутке между мыслями. Но если ты счастливец, то распознаёшь мгновенно, что промежуток этот вовсе не краток, а безмерно глубок и протяжён и ничем не ограничен - значит ты действительно на пути постижения природы ума. Так уточнял отношение к этому и понимание Дуджом Ринпоче Джигдрал Еше Дордже.
Эта практика подразумевает, что вы позволяете уму покоиться в уме, но при этом ум не является объектом концентрации. Как этого добиться? Дуджом Лингпа объяснял: "Никогда не отделяйтесь от пространства". Это означает, что ваш взгляд всегда должен покоиться в центре пространства)).
Тилопа спросил дакини изначальной мудрости: "Каков будда?" Дакини ответила: "Тилопа, когда ум наблюдает ум, тот, кто наблюдает, есть твой ум и то, за чем наблюдают, есть твой ум. Таким образом, когда ум наблюдается просто как пространство, которое не есть "нечто" видимое, происходит очищение как от "наблюдателя", так и от "наблюдаемого".
Когда наблюдатель и наблюдаемое очищаются, они не становятся чистыми - они просто исчезают, поскольку изначально не имеют основы. Если это постигнуто, ум не рождается и не умирает, и так поражается мара смерти. Ум видится как не имеющий сути, и этим поражается мара сын дэвы. Ум не расположен внутри скандх, и этим поражается мара скандх. В уме нет ничего, нет и омрачений, так что поражается и мара клеш. И когда вся победа завершена, мириады мыслей видны просто как собственный ум, и тогда ум называют дхармакаей, нерождённой и неумирающей".
Без структуры, без времени, без сопротивления и стремлений, без пути существования. Это знание, будучи обретено, не знает опровержения и доказательств, оно недвойственно, оно неописуемо.