Человек, что-то понимающий, скажет: «Вещи не знают сами себя. Нет ничего, кроме сознания, что обладало бы свойством „знать вещи“. Вещи существуют, потому что их воспринимает сознание воспринимающего. Это сознание пусто и осознаёт - следовательно, всё сущее является единством пустоты и осознавания». Такое понимание верно, однако это всё ещё интеллектуальное понимание.
Вторая ступень, переживание, является уже не просто идеей, а чем-то гораздо более личным. Дело уже не в том, что вы просто услышали, что суть ума пуста и осознаёт; нет, вы в действительности распознали эту пустую суть, когда ваш учитель указал её вам, и вы узнаёте её снова каждый раз, когда вспоминаете о ней. Ощущение пустоты и пробуждённости - вот оно, переживание.
Узнаваемое в момент переживания не является чем-то новым. Пустотное осознавание всегда присутствовало в вас. Его часто называют «саморождённая мудрость», рангджунг йеше. Ни узнавание, ни указующие наставления не создают её. Это - сама ваша природа, ваше естественное лицо. Учитель просто учит нас видеть его. Он указывает; наше дело - узнать и пережить. Но некоторые люди отказываются это принять. Они думают: «Сначала я должен избавиться от своего старого мерзкого двойственного ума. Я должен расстаться с ним, чтобы изумительное сознание будды вошло в меня, как прекрасное божество, растворяющееся в моём сердце. А потом наверняка произойдёт что-то фантастическое. Вот что такое узнавание природы будды!.. а не просто так сидеть, ничего не видя». Таким образом, некоторые люди попросту отказываются узнать свою собственную природу.
...Но истинное состояние - уже в нас. Поэтому в нём нет ничего нового.
...Сейчас наша природа - это природа будды. Когда мы полностью просветлеем, наша природа тоже будет природой будды. Наша природа - это неизмышленная естественность. Она такова сама по себе; как и пространство, её не нужно изготавливать. Есть ли у нас необходимость воображать или создавать пространство в нашей комнате? То же и с природой будды. Но мы должны дать ощущению природы будды длиться в нас непрерывно, и делается это путём неизмышленной естественности.
...Если во время практики вы начинаете думать: «Ну, это состояние не совсем правильное, оно должно быть немного другим» или: «Похоже, что вот это - оно!»; «А может быть это - не оно?», или: «Ага! Вот оно!», или: «Только что оно было, а теперь опять ускользнуло», - то это не то, что я имел в виду под неизмышленной естественностью.
Один из признаков тренировки в ригпа (пробуждённом состоянии) заключается в том, что рассудочное мышление (являющееся противоположностью ригпа) постепенно сходит на нет. Паузы между мыслями становятся чаще и длятся дольше. Состояние неизмышленного осознавания, которое в тантрах называется «непрекращающийся миг неизмышленности», длится всё дольше и дольше. И эта непрерывность ригпа не есть что-то, что нужно поддерживать...
...Путём тренировки мы должны добиться определённой стабильности в ригпа, чтобы нас не отвлекали более внешние обстоятельства. А внешние обстоятельства бывают благоприятные и неблагоприятные. Неблагоприятные обстоятельства - трудности, беды и болезни - легче опознать и, следовательно, с ними легче разобраться и не быть подмятыми под них. Поэтому в трудные времена практиковать легче, чем во времена успеха.
...Подлинные и безошибочные признаки настоящего достижения (как давно признано мастерами традиции) - это сострадание, преданность и острое чувство непостоянства. На их фоне мысли постепенно начинают сходить на нет и истинно пробуждённое состояние длится все дольше и дольше. Любые сомнения и неясности по поводу воззрения ригпа должны быть прояснены. Когда сомнений не остаётся, прояснять становится нечего.
...Наша задача - постепенно избавиться от рассудочного мышления. Конечно, лучше всего было, если бы мы могли просто прорубиться сквозь рассудок и больше никогда не связываться с мыслями. Но способны ли мы просто отбросить их? В момент неизмышленного осознавания мысли не способны оставаться в нашей голове, потому что этот момент полностью свободен от двойственности воспринимаемого и воспринимающего.
...Если не поддерживать постоянно умозрение "воспринимаемое - воспринимающий", двойственность рушится и рассудочное мышление прекращается.
...Ничего мысленно не конструируйте, ничего не создавайте - просто позвольте моменту ригпа повторяться снова и снова. Тренируясь в этом с крайним старанием, вы сможете достичь полного просветления не больше, чем за несколько лет. И даже если вы практик не высших способностей и практикуете умеренно, вы, по крайней мере, сможете умереть без малейшего сожаления.
...Подлинное переживание здесь - это узнавание сути, похожей на пространство. В момент ригпа любое состояние заблуждения выглядит безосновательным, иллюзорным и лишённым корней. Ложная природа мыслей становится совершенно явной, и это очевидно на очень личном и непосредственном уровне...
Позвольте мне ещё раз назвать эти три ступени: интеллектуальное понимание,
переживание и реализация.
...Но реализация происходит не за одну минуту. То же и с нами: мы слышим о великих качествах состояния будды, таких как четверичное бесстрашие, восемнадцать уникальных качеств будды, десять сил и т. д. И мы задумываемся: «Где же эти качества? Почему они не проявляются в момент переживания пробуждённого состояния? Что случилось?». Это можно объяснить следующим образом. За несколько секунд знакомства с ригпа эти качества не ощущаются так, как при полной стабильности. Они изначально присутствуют в нашей природе, но не успевают полностью проявиться.
...И не ждите, что момент ригпа будет поразительным, ни на что не похожим переживанием. На самом деле в ригпа есть лишь один поразительный аспект - факт того, что рассудочное мышление и три яда полностью отсутствуют. ...Ничто, кроме момента узнавания пробуждённого состояния, не может перерезать поток заблуждающегося мышления. И это поразительно.
Ургьен Тулку Ринпоче